"Дворники" - товар исключительно ликвидный, поэтому изготовлением его сейчас кто только не занимается. А творческая мысль конструкторов щеток безбрежна как океан. Как не заблудиться в этом изобилии?
Графит и приятель его силикон
Основная деталь "дворника" - резиновая полоска, которая, собственно, и чистит стекло. Она и берет на себя все тяготы эксплуатации, поэтому все зависит от качества материала, из которого отлита эта полоска.
Необходимо, чтобы резинка не "дубела" на морозе, не сохла на солнце и выдерживала городскую "химию". Кроме того, производители "незамерзаек" для омывания стекла, дабы не удорожать продукцию, не всегда учитывают химическую активность своих жидкостей к резине.
Про абразивный износ "дворников" и говорить нечего - вся пыль, грязь и песок с дороги направляются потоком воздуха именно на "дворники". Некоторые водители еще и пренебрегают зимой очисткой лобового стекла от наледи, скребя несчастными "дворниками" по острому рельефу льда.
Современная резинка - изделие со сложным профилем, отлита из специальной смеси и с различным напылением, чаще всего - графитовым. Некоторые изготовители (например, японские) наносят на графитовое напыление еще слой полимера, а вместо резины используют натуральный каучук с добавлением силикона и красителей. Отличная вещь. Вот только стоимость комплекта таких щеток может превышать полторы тысячи рублей.
Деньги на ветер
Дизайнеры заводов-изготовителей тоже не бездельничают. В результате в магазинах можно встретить навороченные двухрядные щетки или щетки со спойлерами.
Однако задумайтесь: нужны ли вам двухрядные "дворники"? Реклама рекламой, но эти "дворники" довольно широки и способны помешать полноценному обзору.
Спойлер - вещь неплохая, он предназначен для надежного прилегания щетки к стеклу на высоких скоростях при мощном встречном потоке воздуха. Но опять же - нужен вам спойлер?
Экспериментально доказано, что спойлер хорош только при скорости свыше 110 км/ч. А часто вы зимой достигаете такой скорости?
Сменные щетки
Когда вы слышите рекламу о том, что теперь несовременно менять весь "дворник", достаточно купить такой (указывается - какой именно фирмы), чтобы менялась только резинка - задумайтесь, не лукавят ли продавцы. Да, разок вы поменяете резинку. Но при этом не забывайте, что каркасный "дворник" имеет свойство изнашиваться и разбалтываться и, следовательно, терять способность нормально прижимать резинку. В снегопад же и вовсе детали каркаса забиваются мокрым снегом, и за ночь механизм превращается в один мерзлый комок. Потому каркас вроде бы экономного "дворника" со сменной резинкой может разболтаться быстрее, нежели вы успеете ее поменять.
Последний писк прогрессивной мысли - "дворники" бескаркасные, без скоб и шарниров многие автолюбители сравнивали с настоящей технической революцией. Еще бы! Ведь резинку прижимает к стеклу цельное коромысло, обеспечивающее равномерный прижим по всей поверхности. Однако цена новых щеток охладила пыл. А испытания в аэродинамической трубе показали: качество очистки каркасных и бескаркасных щеток в режиме обычной эксплуатации - одинаковое.
Муки у витрины
Отечественные щетки перед импортными выигрывают в цене. Однако большинство их сделано из тонкого металлического профиля, имеет люфты в клепаных соединениях и однослойную монолитную резинку. Стоимость комплекта щеток, например, для ВАЗ-2108 колеблется в пределах 150 рублей. Они скрипят с первого дня и царапают стекло. Потому срок их службы - месяц-два.
Импортные щетки. Самые распространенные: "Чемпион" - цена от 200 рублей и "БОШ" от 500 рублей за комплект. Конструкция собрана из толстого профиля, клепка точная и без люфтов, а резина двух- и трехслойная. Укомплектованы щетки, как правило, набором крепежных элементов, что позволяет использовать их на разных машинах. Срок эксплуатации зависит прежде всего от того, какие вы щетки - оригинальные или китайские - купили.
Что нужно помнить при выборе "дворников"?
- Китайский "БОШ" легко отличить от оригинального - по цене. Если ценник -150 рублей, то это точно не "БОШ", даже не обольщайтесь.
- Конечно, дешевые щетки вроде бы экономят деньги. Но надо помнить, что из-за низкого качества они постепенно (но неуклонно) портят лобовое стекло, делая его матовым. Эту "матовость" не очистят уже никакие щетки, и стекло придется менять.
- Дорогостоящие "дворники" оснащают специальным датчиком - полоской краски, сигнализирующей через определенный промежуток времени о том, что щетка требует замены. В лабораторных условиях при работе с чистой водой "сигнализация" начинает проявляться через период времени, приблизительно соответствующий одному году эксплуатации - 100 000 циклов. Сколько будет в реальных условиях - зависит от климата, эксплуатации и многих других составляющих.