17.12.2007 03:00
Культура

В Москве отмечали 100-летие создателя столицы Бразилии Оскара Нимейера

В Москве отмечали 100-летие создателя столицы Бразилии Оскара Нимейера
Текст:  Михаил Боде
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4545) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4546)
Читать на сайте RG.RU

Знаменитому бразильскому архитектору Оскару Нимейеру исполнилось 100 лет. Музей архитектуры (МУАР) по примеру других мировых музеев присоединился к чествованиям ветерана модернизма, открыв его выставку "Поэзия форм" и поздравив мэтра по телефону.

Нимейер и поныне творчески активен, поэтичен, остроумен и жизнелюбив (кстати, в прошлом году он снова женился). И потому, обманув ожидания публики, рассчитывавшей на прямой "телемост", он сбежал на свою фазенду. Что очень по-бразильски. Ведь и обитатели - служащие построенного им города Бразилиа - лишь три дня в неделю работают в этой официальной столице страны, предпочитая все остальное время проводить в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу или еще где-нибудь.

Так или иначе, мэтра все же "достали" с помощью посольского мобильного телефона, и он получил поздравления по-русски, чего он не слышал уже лет эдак 45. То есть с тех пор, как ему вручали Ленинскую премию "За укрепление мира между народами". В ответ старейший модернист пожелал местному архитектурному сообществу держаться своих корней - то есть традиций конструктивизма, как он сам придерживается своих. Это поглаживание мэтра было с приятностью воспринято аудиторией, а особенно организаторами выставки из Фонда содействия сохранению культурного наследия "Русский авангард".

По случаю чествования выставку сделали подчеркнуто видовой. Огромные фотографии воплощенных и еще находящихся в рабочей стадии проектов плюс большие макеты создают эффект почти реального присутствия. Можно как бы прислониться к стене церкви святого Франциска Ассизского в Пампулье, постоять под витражным куполом Кафедрального собора или прогуляться по пандусу Музея республики в Бразилиа. Если и этого вам мало, то посмотрите дома на видео старый фильм Филиппа Де Брока "Человек из Рио", в котором молодой Бельмондо белкой прыгает по конструкциям и арматурным переплетам строящейся Бразилиа.

Далее на такой же огромной карте мира можно видеть, как из закрашенной красным Бразилии во многие страны расходятся красные же капиллярные линии: в Париж (здание ЦК французской компартии), в Гавр (культурный центр), в Алжир (мечеть и университет), в Милан (здание издательства "Мондадори") и т.д. Это надо понимать как гуманистическую экспансию архитектора, не только модерниста, но и коммуниста. Да, Нимейер - коммунист с редким по нашим временам 62-летним стажем. Похоже, зная его именно и только в таком качестве, выставку посетил г-н Анпилов. Походил-побродил, да и ушел, видимо, не желая разбираться в изгибах формализма. А изгибов у Нимейера действительно хватает. И не только в его волнообразной архитектурной графике, которую так любили советские архитекторы 60-х и 70-х годов, но и вообще на его жизненном пути практикующего строителя. Он проектировал и виллы, хотя очень тяготился этими заказами, поскольку всегда мечтал о большой общественной архитектуре. Он всегда мыслил и мыслит гектарами площадей и огромными объемами. Когда наконец в середине 1950-х было решено строить новую столицу Бразилии город Бразилиа, Нимейер дождался своего звездного часа. План города в основном разработал его старший коллега Лусио Коста, с которым они когда-то вместе работали у знаменитого Ле Корбюзье.

К госзаказу Нимейер отнесся как к сверхзадаче всей своей жизни - построить ни больше ни меньше "первую столицу современной цивилизации". Похоже, она ему виделась как "Город Солнца" или как "Город-сад". И тут модернист и коммунист стали почти неразличимы. Правда, коммунист оказался не марксистом, а каким-то социалистом-утопистом в духе Фурье.

Нимейер не столько строил функциональные архитектурные объекты, сколько возводил памятники архитектуры еще невиданной цивилизации. Он сочинил ее стиль, в котором форма индейской хижины уживалась с аркадами колониальной архитектуры, а звездчатые столбы и сферические купола (так похожие на "летающие тарелки") уже заглядывали в будущее космической эры. Он придумал и принципы жизнеустройства Бразилиа, где все будут ездить только на автомобилях (иначе им просто не успеть на службу), где непрестанно будут любоваться искусством и архитектурой. Проблема жилья и рекреационных зон как-то выпала из его высоких и грандиозных планов. Вот и летают теперь самолетами служащие столицы на протяженные выходные в Рио и Сан-Паулу. Со временем город обрастал спальными микрорайонами, да и сам его план все время корректировался. В итоге Нимейер разочаровался в своем детище, но не окончательно - он и посейчас героически достраивает свои объекты. Надо полагать, для Истории, которую он пишет только с прописной буквы.

Архитектура