Знаменитому бразильскому архитектору Оскару Нимейеру исполнилось 100 лет. Музей архитектуры (МУАР) по примеру других мировых музеев присоединился к чествованиям ветерана модернизма, открыв его выставку "Поэзия форм" и поздравив мэтра по телефону.
Нимейер и поныне творчески активен, поэтичен, остроумен и жизнелюбив (кстати, в прошлом году он снова женился). И потому, обманув ожидания публики, рассчитывавшей на прямой "телемост", он сбежал на свою фазенду. Что очень по-бразильски. Ведь и обитатели - служащие построенного им города Бразилиа - лишь три дня в неделю работают в этой официальной столице страны, предпочитая все остальное время проводить в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу или еще где-нибудь.
Так или иначе, мэтра все же "достали" с помощью посольского мобильного телефона, и он получил поздравления по-русски, чего он не слышал уже лет эдак 45. То есть с тех пор, как ему вручали Ленинскую премию "За укрепление мира между народами". В ответ старейший модернист пожелал местному архитектурному сообществу держаться своих корней - то есть традиций конструктивизма, как он сам придерживается своих. Это поглаживание мэтра было с приятностью воспринято аудиторией, а особенно организаторами выставки из Фонда содействия сохранению культурного наследия "Русский авангард".
По случаю чествования выставку сделали подчеркнуто видовой. Огромные фотографии воплощенных и еще находящихся в рабочей стадии проектов плюс большие макеты создают эффект почти реального присутствия. Можно как бы прислониться к стене церкви святого Франциска Ассизского в Пампулье, постоять под витражным куполом Кафедрального собора или прогуляться по пандусу Музея республики в Бразилиа. Если и этого вам мало, то посмотрите дома на видео старый фильм Филиппа Де Брока "Человек из Рио", в котором молодой Бельмондо белкой прыгает по конструкциям и арматурным переплетам строящейся Бразилиа.
К госзаказу Нимейер отнесся как к сверхзадаче всей своей жизни - построить ни больше ни меньше "первую столицу современной цивилизации". Похоже, она ему виделась как "Город Солнца" или как "Город-сад". И тут модернист и коммунист стали почти неразличимы. Правда, коммунист оказался не марксистом, а каким-то социалистом-утопистом в духе Фурье.
Нимейер не столько строил функциональные архитектурные объекты, сколько возводил памятники архитектуры еще невиданной цивилизации. Он сочинил ее стиль, в котором форма индейской хижины уживалась с аркадами колониальной архитектуры, а звездчатые столбы и сферические купола (так похожие на "летающие тарелки") уже заглядывали в будущее космической эры. Он придумал и принципы жизнеустройства Бразилиа, где все будут ездить только на автомобилях (иначе им просто не успеть на службу), где непрестанно будут любоваться искусством и архитектурой. Проблема жилья и рекреационных зон как-то выпала из его высоких и грандиозных планов. Вот и летают теперь самолетами служащие столицы на протяженные выходные в Рио и Сан-Паулу. Со временем город обрастал спальными микрорайонами, да и сам его план все время корректировался. В итоге Нимейер разочаровался в своем детище, но не окончательно - он и посейчас героически достраивает свои объекты. Надо полагать, для Истории, которую он пишет только с прописной буквы.