За период с января по ноябрь 2007 года в России продано больше 1,4 миллиона автомобилей иностранных марок. Точная цифра1 467 453 автомобиля. Сумма действительно велика, но рост ее заслуживает еще большего уважения: отмеченный показатель на 63 процента выше, чем в прошлом году. Такие данные обнародованы Комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.
При этом сам по себе ноябрь тоже ставит рекорды - спрос на автомобили в последний месяц календарной осени вырос на 3 процента.
Больше всего продал завод компании Ford из Всеволжска. Его показатель за 11 месяцев - 87 614 автомобилей. На втором месте - московский Renault Logan, реализованный в количестве 61 003 автомобиля. Третье держит Chevrolet Lanos (52 563 автомобиля).
Стоит отметить, что в обзоре Комитета автопроизводителей есть и лидеры, и аутсайдеры по темпам экспансии на отечественный автомобильный рынок. Так, к числу первых, по сравнению с 11 месяцами 2006 года, можно отнести такие модели, как Ford Fuson, показавший рост продаж на 227 процентов. Недалеко отстали Nissan Note (223 процента роста) и Opel Astra (208 процентов). Также неплохо завершают год еще несколько моделей: более чем в два раза выросли показатели Chevrolet Aveo, Chery Amulet и Chevrolet Lacetti (172, 129 и 150 процентов роста продаж соответственно).
К проигравшим относятся Mitsubishi Lanser IX и Nissan Almera, спрос на которые за 11 месяцев 2007 года упал на 26 и 8 процентов соответственно. Зато, например, Mitsubishi Lanser X в уходящем году продали 18 589 штук, и есть все шансы, что эта модель покажет хорошие результаты продаж и в году наступающем.
Что ждет российский автомобильный рынок в ближайшем будущем? Во-первых, будет расти средняя цена продаваемых автомобилей, а во-вторых, количество проданных иномарок будет все больше и больше стремиться к преобладанию над исконными отечественными брендами.
Что касается первой тенденции, то, по данным исследования агентства маркетинговых исследований Business-Vision, в кредит россияне чаще всего покупают новые иномарки по цене от 10 000 до 20 000 долларов. При этом средняя сумма кредита на сегодня колеблется в интервале 200 000-250 000 рублей, а средняя ставка по кредиту 9-11 процентов годовых. Это привело к тому, что 16 процентов сумм кредитов сегодня приходится на автокредитование.
Количество же проданных иномарок и отечественных автомобилей, по прогнозам экспертов, должно сравняться к 2011 году. Сегодня это соотношение 70:30 в пользу российских автомобильных брендов. В дальнейшем ситуация для иностранных производителей будет только улучшаться. В самые ближайшие годы иномарки могут подешеветь минимум на 10 процентов. Причина - вступление России в будущем году в ВТО. Одним из следствий этого шага будет постепенное снижение пошлин на новые импортные легковые автомобили с 25 до 15 процентов.
Российские же автомобили в ближайшем будущем еще поднимутся в цене. Дело в том, что 31 декабря 2007 года в России должен быть завершен переход автопрома на рельсы экологического стандарта "Евро-3". По оценкам экспертов, удорожание составит как минимум 500 долларов.
При этом уже сейчас налицо тенденция сокращения спроса на автомобили. Набирает обороты затоваривание. По мнению экспертов рынка, оно началось с апреля 2007 года. С середины весны темпы роста продаж падают в среднем на 3 процента в месяц. Конечно, декабрь и первые месяцы 2008 года должны показать хорошую динамику. Однако общая тенденция должна сохраниться.
Но неиспользованный потенциал все же остается довольно высоким. По оценкам НАПИ, в 2008 году дальнейший рост рынка оценивается на уровне 30-35 процентов. И только к 2010 году он может снизиться до 25 процентов.