Встречи с главой МЧС в редакции "РГ" в декабре стали уже доброй традицией. Вчера Сергей Шойгу принес нам особый предновогодний подарок - прогноз Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций "Антистихия" МЧС России на 2008 год.
Российская газета: Сергей Кужугетович, назовите три основные угрозы следующего года.
Сергей Шойгу: Начну, пожалуй, с наиболее острых вещей, которые нас серьезно волнуют. Первое - это, безусловно, малая авиация. Акцентирую ваше внимание на этих словах - малая авиация. Ожидается довольно резкое увеличение происшествий, связанных с этой отраслью.
РГ: С чем это связано?
Шойгу: Есть воздушные суда, которые достались в наследство от ДОСААФ. Они серьезно устарели, изношены, но их продолжают, как примусы, в гаражах и сельских подворьях чинить и летать на них. При этом все происходит без каких-либо правил, серьезных ограничений. И мне кажется, что должны появиться более жесткие законы на этот счет, потому что тех требований, которые призваны урегулировать ситуацию, недостаточно. Кроме того, сейчас в России появляется все больше людей, которые покупают западные вертолеты, гидросамолеты. На подмосковных акваториях стоят такие гидросамолеты - но ведь это густонаселенный район! Меня действительно радует, что у людей появилась возможность покупать вертолеты. Не радует то, что иногда покупают вертолеты, которые на Западе списываются, а здесь начинают летать.
JSCODE1
Конечно, многое зависит от Ассоциации любителей малой авиации. Дело это, конечно, хорошее - любить полеты, но, я думаю, что во всем, что касается авиации, на первом месте должна стоять безопасность. Знаете, после гибели Александра Лебедя мы провели тотальную проверку. И обнаружили в Красноярском крае давно списанные два Ми-2, которые периодически использовались. На 8 Марта, например, с такого самолета придумали сбрасывать на поселок цветы. Замечательно, когда каждой девушке по цветочку с неба падает, но ведь при этом могли погибнуть люди! Я считаю, что мы должны достаточно быстро установить авиационный надзор за малой авиацией, доработать все правила и нормы и выйти на уровень международных стандартов в области безопасности.
Вторая проблема, с которой мы можем столкнуться в следующем году, - увеличение примерно на 18 процентов количества дорожно-транспортных происшествий. Причем этот прогноз касается и легкового транспорта, и большегрузных машин.
Рост количества ДТП связан с тем, что люди покупают все больше скоростных машин, все любят ездить быстро, одновременно растет количество автолюбителей с недостаточным опытом вождения, плюс низкий уровень безопасного обустройства наших дорог.
Третья проблема. Это увеличение числа природных чрезвычайных ситуаций: в 2007 году было 242 ЧС, а прогноз на 2008 год - 285-290. На протяжении последних лет мы прослеживаем достаточно уверенную тенденцию роста опасных природных явлений. Например, в следующем году мы ждем более сильных весенних паводков, чем в этом году. Возможно увеличение ЧС при извержении вулканов, землетрясениях. Общий температурный фон зимы 2007-2008 будет выше среднемноголетних значений.
Подробнее о том, каких чрезвычайных ситуаций ждать в наступающем году, как это связано с глобальным потеплением, что такое "сервис безопасности" и зачем МЧС своя "скорая помощь", читайте в одном из ближайших номеров "РГ"