27.12.2007 02:30
Экономика

Западные аукционы наторговали русским искусством на полмиллиарда долларов

Торги русским искусством обогащают западных аукционистов
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4554)
Читать на сайте RG.RU
На беспрецедентную сумму в почти полмиллиарда долларов наторговали в этом году произведениями русских живописцев, графиков, иконописцев, ювелиров известные международные аукционные дома "Сотбис" и "Кристис", которые делят между собой 80 процентов мирового антикварного рынка.

Об этих ценовых рекордах вчера сообщили информагентства со ссылками на представителей знаменитых аукционных площадок.

Напомним, что отдельные "русские продажи" аукционные дома организуют на Западе с 1985 года, но никогда еще за 22 года эти продажи не приносили столь громких финансовых результатов. Например, общая выручка от проданных на "русских торгах" аукциона "Сотбис" в уходящем году произведений русского искусства составила 180,8 миллиона долларов. Не отстает от своего конкурента и аукционный дом "Кристис". Только в ноябре этого года он поимел на "русских торгах" сразу 92 миллиона долларов.

Начиная с весны этого года цены на произведения русских классиков стремились перегнать друг друга. Так, за 3 миллиона долларов ушло полотно Маковского "Счастливая Аркадия", что примерно в три раза выше цены, которую прогнозировали эксперты. Картина Ивана Айвазовского "Варяги на Днепре" была продана также за рекордную сумму в 3,3 миллиона долларов. Картина Нестерова "Видение Святому отроку Сергию" ушла с аукциона за 3,8 миллиона долларов. Фантастическую цену в 7,4 миллиона долларов выложил анонимный "телефонный" покупатель за картину художника Константина Сомова "Радуга". И совсем уж за небывалую цену в 18,5 миллиона долларов было продано в ноябре этого года яйцо-часы Карла Фаберже, превзойдя предыдущий рекорд, установленный на аукционе в Нью-Йорке в 2002 году. Тогда за рождественское яйцо Фаберже западный коллекционер не пожалел 13,2 миллиона долларов. На сей раз покупателем драгоценной реликвии стал директор частного Русского национального музея Александр Иванов. А за нашумевшую коллекцию Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича бизнесмен Алишер Усманов отдал сумму, превысившую 72 миллиона долларов.

Кстати, по данным представителей аукционных домов, 90 процентов завсегдатаев международных аукционов - клиенты из России и СНГ с высокой покупательной способностью. Поэтому спрос на произведения русского искусства продолжает расти. За последние годы цены выросли в среднем на 30 -50 процентов, что в 14 раз больше, чем пять лет назад. Именно на российскую финансовую аристократию "Сотбис" и "Кристис" делают сейчас ставки, открывая в России собственные представительства. А Москва наряду с Гонконгом, Нью-Йорком и Лондоном постепенно будет превращаться в один из престижных выставочных центров мира.

Президент Российского аукционного дома "Гелос" Олег Стецюра заявляет, что предметы искусства сегодня - это прежде всего хорошее средство инвестиций и капитализации с уровнем доходности от 20-30 процентов годовых. Правда, ряд инвестиционных аналитиков считают, что предметы искусства в России пока не так ликвидны, как за рубежом. Но из-за того, что у нас не развит рынок долгосрочных инвестиций, не определены права собственности в сырьевых отраслях, не развиты механизмы государственно-частного партнерства, способные приносить ощутимые прибыли, вечно живая классика все же выходит на первые места в рейтинге частных инвестиций.

Досье "РГ"

Годовой объем мирового рынка предметов искусства - около 27 миллиардов долларов. Годовой оборот аналогичного российского рынка - от 0,5 до 1,5 миллиарда долларов.

Бизнес Арт Аукционы и коллекции