Об этих ценовых рекордах вчера сообщили информагентства со ссылками на представителей знаменитых аукционных площадок.
Напомним, что отдельные "русские продажи" аукционные дома организуют на Западе с 1985 года, но никогда еще за 22 года эти продажи не приносили столь громких финансовых результатов. Например, общая выручка от проданных на "русских торгах" аукциона "Сотбис" в уходящем году произведений русского искусства составила 180,8 миллиона долларов. Не отстает от своего конкурента и аукционный дом "Кристис". Только в ноябре этого года он поимел на "русских торгах" сразу 92 миллиона долларов.
Начиная с весны этого года цены на произведения русских классиков стремились перегнать друг друга. Так, за 3 миллиона долларов ушло полотно Маковского "Счастливая Аркадия", что примерно в три раза выше цены, которую прогнозировали эксперты. Картина Ивана Айвазовского "Варяги на Днепре" была продана также за рекордную сумму в 3,3 миллиона долларов. Картина Нестерова "Видение Святому отроку Сергию" ушла с аукциона за 3,8 миллиона долларов. Фантастическую цену в 7,4 миллиона долларов выложил анонимный "телефонный" покупатель за картину художника Константина Сомова "Радуга". И совсем уж за небывалую цену в 18,5 миллиона долларов было продано в ноябре этого года яйцо-часы Карла Фаберже, превзойдя предыдущий рекорд, установленный на аукционе в Нью-Йорке в 2002 году. Тогда за рождественское яйцо Фаберже западный коллекционер не пожалел 13,2 миллиона долларов. На сей раз покупателем драгоценной реликвии стал директор частного Русского национального музея Александр Иванов. А за нашумевшую коллекцию Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича бизнесмен Алишер Усманов отдал сумму, превысившую 72 миллиона долларов.
Кстати, по данным представителей аукционных домов, 90 процентов завсегдатаев международных аукционов - клиенты из России и СНГ с высокой покупательной способностью. Поэтому спрос на произведения русского искусства продолжает расти. За последние годы цены выросли в среднем на 30 -50 процентов, что в 14 раз больше, чем пять лет назад. Именно на российскую финансовую аристократию "Сотбис" и "Кристис" делают сейчас ставки, открывая в России собственные представительства. А Москва наряду с Гонконгом, Нью-Йорком и Лондоном постепенно будет превращаться в один из престижных выставочных центров мира.
Президент Российского аукционного дома "Гелос" Олег Стецюра заявляет, что предметы искусства сегодня - это прежде всего хорошее средство инвестиций и капитализации с уровнем доходности от 20-30 процентов годовых. Правда, ряд инвестиционных аналитиков считают, что предметы искусства в России пока не так ликвидны, как за рубежом. Но из-за того, что у нас не развит рынок долгосрочных инвестиций, не определены права собственности в сырьевых отраслях, не развиты механизмы государственно-частного партнерства, способные приносить ощутимые прибыли, вечно живая классика все же выходит на первые места в рейтинге частных инвестиций.
Досье "РГ"
Годовой объем мирового рынка предметов искусства - около 27 миллиардов долларов. Годовой оборот аналогичного российского рынка - от 0,5 до 1,5 миллиарда долларов.