10.01.2008 04:50
Авто

Получение страховки превращается для автолюбителя в бег по кругу

Получение страховки превращается для автолюбителя в бег по кругу
Текст:  Анна Бондаренко (Приморский край)
Российская газета - Неделя - Приморский край: №0 (4559)
Читать на сайте RG.RU

Ежедневно в столице Приморья происходит несколько десятков аварий. Частые туманы и дожди, а зимой снег и гололед, усиленный своеобразным рельефом, работают в "плюс".

Однако некоторые автолюбители, даже имея на руках полис, автолюбители не спешат в страховые компании. Почему?

При несерьезных столкновениях автовладельцы решают разойтись мирно, поскольку слишком велик шанс не только провести уйму времени в ГИБДД, но нет гарантии получить страховку.

Вообще получается так, что у пострадавшего в аварии проблем гораздо больше, чем у ее виновника. Чтобы получить деньги, ему приходится обращаться в страховую компанию своего дорожного оппонента. А та с деньгами расстается крайне неохотно.

 

Галопом по Европам

Минувшим летом жертвой страховщиков стал Денис Сазонов (фамилия изменена), водитель семилетней "тойоты". Он ехал по главной дороге на зеленый свет, когда его автомобиль по касательной задел джип, поворачивавший налево со второстепенной улицы. Авария была несерьезной - без жертв и пострадавших, повреждения авто - тоже не из разряда фатальных. Однако страховщики оппонента отправили Дениса сначала на экспертизу, которая длилась больше месяца. Потом пренебрегли 15 днями, установленными законом для выплаты компенсаций. В конечном итоге дотянули до того момента, когда компанию вовсе лишили лицензии… Денису повезло - виновник ДТП добровольно оплатил ему ремонт машины.

С 1 июля мы сможем оформлять мелкие ДТП без участия сотрудников милиции

Хотя в подобных случаях пострадавшему приходится обращаться в суд, который, конечно, занимает его сторону и обязывает горе-страховщиков выполнить обязательства. Вопрос лишь в том, когда это произойдет, - фонд выплат, созданный российскими страховщиками, находится в Москве. Поэтому отправка туда запроса из Приморья и ожидание ответа занимает минимум три месяца. Так что принятые на владивостокских дорогах еще в достраховочные времена джентльменские отношения между автовладельцами в случае ДТП надежнее. Этакий "европейский протокол" по-приморски...

Кстати, в наступившем году положение обещает измениться хотя бы частично. С 1 июля мы сможем оформлять мелкие ДТП без участия сотрудников милиции, по упрощенной схеме.

- Пока механизма действия прописанных в законе изменений я не вижу, - признается руководитель владивостокского отделения инспекции страхового надзора по Дальневосточному федеральному округу Сергей Федаков. - Боюсь, что прежде чем все встанет на свои места, наши автолюбители, адвокаты и судьи набьют немало шишек.

 

Два юриста, три мнения

На днях в самом центре Владивостока сорвался с тормозов "ГАЗ-66": автомобиль с откинутой кабиной на огромной скорости съехал с крутого откоса на Светланскую. Пролетая мимо театра имени Горького, "ГАЗ" снес несколько дорожных знаков, мусорную урну, пересек улицу и врезался в здание бывшего кинотеатра "Комсомолец". Пешеходы, заметив "взбесившийся" грузовик, разбегались в разные стороны, однако внешний вид двух припаркованных внедорожников "ГАЗ" успел изрядно подпортить.

Смогут ли владельцы джипов получить деньги по ОСАГО? Ведь виновника - водителя "ГАЗа" не было. На этом основании юристы компании-страховщика вполне могут отказать соискателю. Но ДТП-то - налицо. И страховой случай, считает Сергей Федаков, имеет место. Так что, если в подобной ситуации страховая компания указала пострадавшему на дверь, - самое время писать жалобу в страховой надзор, а то и вовсе обращаться в суд.

Кстати, количество жалоб на работу страховых компаний в Приморье растет год от года. Если в 2005 году владивостокское отделение Росстрахнадзора получило их чуть больше 100, в 2006-м - 235, то в 2007-м - 300. Причем 90 процентов из них касаются ОСАГО. И это только те жалобы, которые были признаны инспекцией обоснованными. Еще столько же отсеивается - специалисты не находят нарушений.

- Все дело в том, - говорит Сергей Федаков, - что клиенты зачастую подписывают договор, не читая его, как и правила страхования. В результате они не знают ни своих прав и обязанностей, ни прав и обязанностей страховщиков.

Заметим, что последние в свою очередь этой юридической неграмотностью пользуются.

 

На что жалуетесь?

Чаще всего люди недовольны суммой компенсации и сроками исполнения обязательств.

Например, при получении необходимого пакета документов страховщик затягивает время по принятию решения, а потерпевший пребывает в неведении - ждать ему выплаты или делать ремонт за свои деньги?

Иногда люди жалуются на работу страховщиков в Генеральную прокуратуру, Госдуму и даже в аппарат президента. Но в итоге все эти бумаги оказываются в Росстрахнадзоре.

- Если по истечении 15 дней после подачи документов от страховщика нет известий, а вы уверены, что он обязан заплатить, смело обращайтесь в суд, - советует руководитель владивостокского отделения инспекции. - Там страхователь, как покупатель, всегда прав. Кроме того, страхование ОСАГО предусматривает выплату морального ущерба, деньги за который тоже можно получить только через суд.

Легковые авто Приморский край Дальний Восток