Корреспондент "Российской газеты" решил выяснить, как на деле действует новая система по принципу "у кого карта - тому и место". Невиданные доселе парковочные магнитки обнаружились, на удивление, быстро: их продавали в киосках "Алло" вместе с телефонными и интернет-картами. Правда, киоскер долго искала диковинный кусочек пластика: я оказалась первой из попросивших показать это новшество. И тем не менее вскоре выяснилось, что говорить о безоговорочном переходе на магнитный безнал всех городских парковок пока рано. Проехав по самым известным стоянкам в центре столицы, я убедилась: вполне можно обойтись и без карточки.
Как и раньше, несущие уличную вахту люди в желтых жилетах привычно брали за место у бордюра полсотни рублей безо всякой магнитки и чека. Впрочем, про новую безналичную систему многие из них уже знали, но отзывались о ней скептически. Мол, очередной эксперимент, только на этот раз с участием карточки, не заменит и не изменит сложившегося в Москве правила: хочешь удобное место и машину в сохранности - плати за услуги по договорной цене. Так по-свойски объяснили мне на Тверской улице, где отбоя от клиентов на парковках не было и нет.
Но в московском департаменте транспорта и связи уверены, что дни такой вольницы сочтены: до конца января на всех городских парковках появятся специально обученные люди. Вместо денег они будут брать у водителя карточку и проводить ее через специальный переносной паркомат, сильно напоминающий терминал для банковских кредиток в магазине. Эта техника фиксирует, сколько денег ушло с карточки на специальный сервер и куда.
Таким образом, контролировать расчеты станет куда проще, рассудили власти. Город уже закупил 300 паркоматов и более полумиллиона магниток. Причем счет на карточке можно будет пополнять, чтобы каждый раз не покупать новую. А чтобы техника в неумелых руках не вышла из строя раньше времени, уже набрали новых парковщиков, которых теперь гордо именуют "операторами": их начали обучать еще в ноябре.
"Не сомневайтесь, эти карточки не размагнитятся и не обнулятся, мы их протестировали", - успокаивает Валерий Горчаков, заместитель гендиректора управляющей компании "Мосавтолегтранс", которая отвечает за обслуживание карты "Город". Ну а если претензии к магниткам или к операторам паркоматов у автомобилистов все же возникнут, ведь система-то новая, а карточка денег стоит? "Тогда можно и нужно звонить на "горячую линию" службы платных парковок", - проясняет ситуацию Мария Проценко, пресс-секретарь департамента транспорта и связи. Теперь дело за главным - переоборудовать городские стоянки, чтобы водители не гадали, где городская парковка по карточкам, а где - частная, с живыми деньгами. Пока что отличить одни от других на глаз крайне сложно. Но к 1 февраля, как пообещали корреспонденту "РГ" в департаменте, знаки отличия появятся в виде небольших информационных табличек с тем же логотипом, что и на платежной карточке - сине-белое слово "Город".
Цель этих карточных метаморфоз известна - власти упорно стремятся избавиться от нелегальных поборов парковщиков сверх установленных властями тарифов. Напомним, что поднимать их власти пока не собираются. В соответствии с ними час парковки в пределах Садового кольца пока стоит 40 рублей, от Садового до Третьего транспортного кольца - 30, далее - 25 рублей. Но, как показывает практика, эти официальные тарифы воспринимаются чаще всего лишь как начальная цена, особенно в оживленных местах, где места для парковки днем с огнем не сыскать.
Изменит ли ситуацию магнитка? Этот вопрос я адресовала бывалым парковщикам без паркоматов, которых власти обещают в течение ближайших месяцев оттеснить от тротуара в центре Москвы. Они не скрывали злорадства: "А кто помешает и новым оператором брать деньги сверх этой карточки на вкусном месте, если человеку надо срочно поставить машину?"
"Безусловно, отсутствие посредника при оплате - положительная мера", - считает правозащитник Виктор Похмелкин. По его словам, очень важно, чтобы власти смогли грамотно проинформировать автомобилистов и обеспечить быстрый доступ к картам оплаты, которые продаются не всегда поблизости от парковки. Иначе плохая осведомленность водителей и отсутствие возможности рассчитаться "безналом" в первое время может привести к злоупотреблению полномочиями сотрудников парковки.
Других же правозащитников обязательная плата за парковку смущает в любом виде: и в наличном, и в безналичном. Их логика проста: до сих пор в законе нет юридического термина "парковка", а значит, люди не обязаны за нее платить.
Между тем столичные депутаты не согласны с такой трактовкой на том основании, что на уровне столичного правительства и столичного парламента уже принята концепция парковочного пространства и парковки по безналичному расчету - одно из главных ее звеньев. "Как только новая система заработает и москвичи войдут во вкус, то с вокзальных площадей, где сейчас фактически невозможно припарковаться простому москвичу, левые парковщики и бомбилы вынуждены будут уйти", - уверена Мария Проценко.