31.01.2008 02:30
Авто

Новая индийская малолитражка будет стоить не дороже мопеда

Вслед за индийскими конструкторами покорить мир собираются российские
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4577)
Читать на сайте RG.RU

Индийские автопромышленники заявили о том, что вот-вот покорят мир своим чудом. А именно: машиной стоимостью не дороже среднего мопеда или скутера.

Четыре колеса по цене двух! Если имеются в виду два колеса мопеда, то в качестве конкурента на сегодняшний день может выступить только одна автомодель - Nano от компании Tata Motors. Ведь ее цена не превысит 2,5 тысячи долларов.

Nano - это не нанотехнологии

Nano - пятиместный 4-дверный хэтчбек. Он чуть больше трех метров в длину, около полутора метров в ширину и высоту; 2-цилиндровый двигатель объемом 624 кубических сантиметра расположен сзади - его 33 лошадиные силы позволяют разогнать автомобиль до 105 км/час. При этом "кушает" мало: 4,7 литра на 100 км.

Отметим: несмотря на низкую стоимость, двигатель машины соответствует экологическому классу Евро-4.

Еще до представления индийского произведения эксперты предполагали, что кузов ее будет пластиковым. Ведь это один из верных способов удешевить авто. Тем не менее предположения не оправдались, кузов Nano - из листового металла. О прочности кузова говорить пока рано: машина еще не опробована в практике на дорогах.

Необходимо отметить, что 2,5 тысячи долларов - это цена базового автомобиля, не отягощенного кондиционером, АБС, усилителем руля. Нет ни радио, ни электростеклоподъемников. Для удешевления модели конструкторы отказались от такой вещи, как подушки безопасности. На лобовом - один дворник. В угоду цене пало жертвой одно боковое зеркало заднего вида - левое. Ведь в Индии - правостороннее движение.

Впрочем, российскому автолюбителю к лишениям не привыкать. А уж индийским водителям и подавно.

Однако для привередливых компания Tata предлагает Nano еще в двух комплектациях, в том числе и с кондиционером. Правда, и цена четырехколесного агрегата значительно выше.

Один из главных вопросов - это безопасность такого автомобиля. Представители компании утверждают, что Nano соответствует всем требованиям безопасности. Кузов имеет зоны деформации, которые смягчают последствия столкновения. Автомобиль получил ударопрочные двери и бескамерные шины. Правда, ремни безопасности предусмотрены только для водителя и переднего пассажира.

Всего Tata рассчитывает продавать 500 000 Nano в год не только в Индии, но и в Юго-Восточной Азии и Африке. Планы для этой новой модели грандиозные, если сравнить с АвтоВАЗом, который в прошлом году продал 770 000 автомобилей всех модификаций.

Цена вопроса

Конечно, 2,5 тысячи долларов за автомобиль - рекордно низкая цена. Дешевле просто не бывает. Но надо учитывать, что это только заявленная стоимость. Производитель не скрывает, что, возможно, цена увеличится. Многое зависит от стоимости стали: если она возрастет, то и Nano будет стоить дороже, независимо от комплектации.

Нашим автолюбителям, увы, не стоит рассчитывать на столь бюджетное авто. Даже если Nano появится в России, то стоить он будет уже около 5-6 тысяч долларов: в базовой комплектации его вряд ли допустят до нашего рынка. Плюс доставка, таможенные пошлины, маржа дилера...

Русский ответ

В России был опыт выпуска дешевого народного автомобиля "Ока". До введения новых экологических требований малолитражка стоила в среднем 3800 долларов. Однако после введения Евро-2 от производства машинки отказался даже завод малолитражных автомобилей - слишком дорого обходилась модернизация.

Сегодня "Оку" выпускает только Серпуховский автомобильный завод, который модернизировал модель, установив китайский двигатель. В результате "Ока" даже в базовой комплектации сейчас стоит от 5400 долларов.

Вполне возможно, что "Оку" вытеснит с рынка новый русский проект "Мишка".

Этот проект появился еще в 1997 году. В основе нового народного автомобиля - концепция гоночных автомобилей "Формулы". Строится жесткая металлическая конструкция - каркас, который затем обшивается пластиковыми элементами кузова. Пластиковые капот, крыша, крылья, двери...

Примечательно, что такой подход делает из легковушки практически конструктор "Сделай сам". Вы, например, купили хэтчбек, но он разонравился, может, строительство на даче началось, может, количество членов семьи увеличилось. С "Мишкой" не требуется менять автомобиль, достаточно докупить детали кузова и превратить хэтчбек в пикап или универсал. Несущая конструкция остается неизменной.

Десять лет назад с ходу реализовать идею не удалось, но она все равно потихоньку пробила себе дорогу в жизнь. Сейчас уже проведены все научные и технические работы, выполнен цикл полигонных испытаний в НАМИ. Конструкция металлического каркаса "Мишки" теперь обеспечивает необходимую безопасность на уровне всех требований, предъявляемых к транспортным средствам малого класса А.

Пластик позволяет создать широкий модельный ряд кузовов. Причем, заметьте, пластмасса не ржавеет. И даже столь обычное явление, как царапины и вмятины, не скажется на кошельке автовладельца, потому что не потребуется красить машину: пластик окрашен по всей глубине.

Предполагается, что в этом году будут выпущены первые 200 экземпляров "Мишки". Это так называемый выпуск "установочной малой серии". После этого машины снова пройдут сертификацию и будет получена лицензия на выпуск партии в 10 тысяч автомобилей. Предполагается 3 варианта комплектации с 4-цилиндровыми двигателями, соответствующие Евро-3, от 65 до 82 лошадиных сил. Габариты автомобиля такие же, как у Nano. Но впечатляет клиренс - целых 23 см. То есть бордюры и проселки этой машине будут нипочем.

Единственное, что смущает: цена. Она пока далека от "индийской" - около 5 тысяч долларов. Однако преимущества в виде самостоятельных изменений конструкции налицо.

Легковые авто