По решению суда 57-летнюю жительницу Омска заставили освободить муниципальную квартиру, в которой она проживала двадцать пять лет. В присутствии судебных приставов она собрала чемоданы и отправилась прямиком на улицу. Другого жилья ей не предоставили.
По словам соседей, Людмила Шутова несколько лет держала в тонусе весь подъезд: постоянно приводила в гости бродяг и устраивала попойки. Однажды застолье закончилось пожаром. Водоснабжение, отопление и электроэнергию Шутовой давно отключили за долги. Квартира нерадивой хозяйки являлась рассадником мышей и тараканов.
- Мы были шокированы, когда зашли в это жилое помещение, - говорит заместитель начальника отдела судебных приставов по Ленинскому округу Ирина Ищерская. - Окна не застеклены, входная дверь разбита, полы прогнили.
Вид квартиры произвел неизгладимое впечатление на судью. Он полностью удовлетворил требования жилищников и местной администрации. Судебные приставы получили исполнительный лист с ремаркой - выселить без предоставления другой жилой площади. На данное решение повлияло и то, что некоторое время назад Шутову лишили родительских прав. Ее несовершеннолетние сын и внук сегодня находятся в детском доме.
Оказавшись на улице в двадцатиградусный мороз, женщина начала рыдать - идти ей было совершенно некуда.
Приставы только развели руками - это не их проблемы. Вчера нашему корреспонденту сообщили, что Шутова все-таки нашла себе приют - в ночлежке для бродяг.
Тем временем жилищники намерены предъявить теперь уже бывшей квартиросъемщице новый иск - по приведению испорченного жилья в надлежащее состояние. Оказывается, она потеряла паспорт и почти год не получала пенсию. Если суд удовлетворит и это требование, скопившиеся деньги пойдут на ремонт.
По закону за сыном и внуком бывшей хозяйки сохраняется право пользования жилплощадью по договору соцнайма. Однако, пока они находятся в детском доме, отвоеванная квартира будет использоваться как служебное жилье.
- Мы будем продолжать практику по выселению жильцов из муниципальных квартир, если они нарушают санитарные нормы и угрожают жизнедеятельности других людей. Нынешний случай - первый в нашей практике, но не последний, - так прокомментирвала суровое решение директор департамента жилищной политики администрации Омска Светлана Шенфельд. - Как орган власти мы должны думать о сохранности муниципального имущества и безопасности граждан - соседей. К тому же законопослушные жители города десятилетиями ждут своей очереди на жилье.
Случай в Омске - отнюдь не прецедент. Буквально на днях в городе Арсеньеве (Приморский край) по решению суда лишились своих квартир сразу несколько квартиросъемщиков. Формулировка суда все та же: доведение квартир до нежилого состояния.
С тех пор как оплата за жилье и коммунальные услуги перестала быть символической, и ДЭЗы, и предприятия, поставляющие людям воду, тепло и электричество, гораздо активнее требуют платить полностью и вовремя. Сначала к должникам применяют меры "морального" воздействия: присылают письма с требованием погасить долги, проводят "душеспасительные" беседы. Следующий этап - отключение должников от света, воды, тепла.
Кроме того, все чаще по решению суда у должников описывают и продают имущество. В Хабаровске, Томске, многих других городах рейды энергетиков - дело привычное.
Наконец, последняя и крайняя мера - это выселение.
Причем если раньше основным поводом были долги по оплате жилья, то теперь все чаще поводом для обращения в суд становятся жалобы соседей на антиобщественное поведение некоторых жителей. Впрочем, в большинстве случаев те, кто устраивает из собственного жилья помойку, одновременно являются и злостными должниками.
Кстати, к должникам закон более лоялен: жильцов-нанимателей муниципального жилья суд может не выселить, а переселить - на меньшую площадь. В Жилищном кодексе даже минимальный норматив для таких "общежитий" предусмотрен - 6 квадратных метров на члена семьи. С антисоциальными личностями суды вправе обходиться строже и расторгать с ними договор о социальном найме без предоставления другого жилья. Что и было сделано и в Омске, и в Артемьеве.
Нормы, защищающие права и интересы добросовестных нанимателей, есть и в Жилищном, и в Гражданском кодексах.
Так, статья 91 ЖК предусматривает, что жильцы муниципальных квартир могут быть выселены по решению суда без предоставления жилого помещения, если используют его не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей и настолько бесхозяйственно обращаются со своим жильем, что доводят его до разрушения. Так что проваленные полы и выбитые оконные рамы, говорят юристы, являются вполне достаточным основанием для того, чтобы суд признал иск о выселении обоснованным.
Правда, отмечают эксперты, выселение не может быть скоропалительным: закон предусматривает, что наймодатель (то есть муниципалитет) должен предупредить нарушителей, обязав их привести квартиру в порядок и дав на это определенный срок. Если же за это время ничего не изменится - тогда уже следует обращение в судебные инстанции.
Справка "РГ"
За какие провинности могут быть выселены жильцы муниципальных квартир?
- за невнесение платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
- за разрушения или повреждения жилья нанимателем или членами его семьи;
- за систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
- за использование жилья не по назначению.