В областном центре необходимо оптимизировать систему движения грузового транспорта по существующей дорожной сети и выделить специальный коридор для тяжеловесов, считают представители компаний грузоперевозок. Эти и другие рекомендации должны быть учтены в комплексной транспортной схеме (КТС) Архангельска, которая будет разработана к концу этого года.
Грузовик в приоретете
Численность грузового автопарка Архангельска растет несколько более высокими темпами, чем в среднем по стране, отмечает директор организации-разработчика КТС Елена Сваткова. Это определяется как зависимостью Архангельска от завоза товаров из-за предела региона, так и ростом железнодорожных тарифов, - часть грузопотока перераспределяется на автодорожный транспорт. В структуре автомобильного потока за последние 10 лет доля грузового транспорта сократилась на восемь процентов. Интенсивность дорожного движения за это время росла, но в грузовом секторе, напротив, сократилась на 46 процентов к 2008 году. Одна из причин - увеличение продолжительности рабочего дня (отсюда более равномерное распределение потоков движения). Кроме того, выросла производительность перевозок - стало больше машин с повышенной грузоподъемностью.
На грани возможностей
К системе движения тяжелого транспорта в Архангельске сейчас можно применить две характеристики. Это перегруженность маршрутов, не имеющих альтернатив, а также хаотичное перемещение грузового транспорта практически на всех дорогах, что говорит об отсутствии маршрутного регулирования.
На плохую организацию дорожного движения указывают сами представители предприятий перевозок, которых разработчики КТС опрашивали в течение двух последних лет. Бизнесмены пожаловались на отсутствие стоянок и парковок для грузового транспорта, недостаточную пропускную способность проспекта Ленинградский, хроническую перегруженность въезда в город с железнодорожного моста и пробки на близлежащем перекрестке. Все это повышает аварийность: только в 2007 году в ДТП с участием грузового транспорта погибло семь человек.
Перевозчики отметили и плохое состояние дорог. Одна из причин - степень нагрузки на трассы не соответствует их возможностям. Стандартная несущая способность Архангельских дорог - 6-10 тонн на ось, а фактическая нагрузка в среднем 11,5 тонны на ось. При этом, по данным ГИБДД города, доля грузовых автомобилей с нагрузкой выше шести тонн на ось превышает 60 процентов. Тяжеловесы разбивают дороги - они приходят в аварийное состояние. В итоге все больше бюджетных средств тратится на дорожные ремонты. Только в этом году на приведение в порядок городских дорог будет направлено порядка 400 миллионов рублей - больше, чем когда-либо. Но эксперты полагают, что ремонтировать существующие трассы мало. Надо строить новые дороги, которые разгрузят магистрали от тяжеловесов.
Издержки на кластер
Отсутствие порядка в организации движения грузового транспорта, плохое состояние дорог и высокая аварийность негативно сказываются на деятельности предприятий грузоперевозок. Они несут значительные издержки из-за повышенных затрат на топливо, ремонты. Наибольшей концентрации грузопотоки в городе достигают в Северном промышленном районе, но из-за отсутствия устойчивой связи с этой территорией (тяжеловесы могут двигаться только по понтонной переправе) теряются время и деньги.
Между тем, отмечают разработчики КТС, оптимизировать движение тяжеловесов в городе необходимо не только для того, чтобы снизить издержки предприятий и способствовать развитию отрасли перевозок. Качественная система движения транспорта должна учитывать потребности всех видов перевозок, а также перспективы, которые открываются перед городом.
Одна из них - развитие Архангельска как морского порта - требует координации автодорожного транспорта с другими видами сообщений. Речь идет, в частности, об улучшении подходов к порту, устранении всех препятствий, которые могли бы замедлить прохождение грузов.
Мировая практика показывает, что перевозки достигают максимума производительности при использовании контейнеров. В Архангельске перевалка контейнеров идет в грузовом районе Экономия: его пропускная способность составляет 75 тысяч штук в год. Портовики и перевозчики отмечают, что спрос на обслуживание контейнерных перевозок и услуги контейнерных терминалов будет стабильно нарастать как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Это выдвигает и повышенные требования к автотранспорту и автодорожной инфраструктуре.
В целом, по словам Елены Сватковой, будущее развитие города требует формирования Архангельска как транспортно-логистического узла. То есть уже сейчас надо работать над созданием целого комплекса услуг: экспедиторских, дилерских, автосервиса, подготовки кадров и страхования. Сбалансированное развитие этих направлений позволит сформировать целый транспортно-логистический кластер, условно говоря, географическую концентрацию предприятий, которые дополняют друг друга. Примеры формирования таких кластеров в регионах есть, скажем, в приграничных городах Ленинградской области.
Закрыть, чтобы сохранить
По словам представителей компании-разработчика КТС, операторы грузоперевозок очень активно откликнулись на предложение высказаться о том, как необходимо оптимизировать грузопотоки в городе с учетом перспектив. Ключевое предложение с их стороны - выделить грузовой коридор, в соответствии с потребностями большинства предприятий. Он должен стать магистралью, к которой тяготеет инфраструктура обслуживания грузового транспорта.
Представители предприятий и разработчики посчитали, что будет выгодно продлить ряд автотрасс до выхода на Окружное шоссе. А заезжать в город с левого берега Северной Двины по Краснофлотскому мосту удобнее по улице Адмирала Макарова, а не по федеральной трассе: путь сокращается на километр. Но для этого нужно построить новые участки дорог. Кроме того, предлагается улучшить трассы, не сильно загруженные тяжелым транспортом, но также используемые для грузоперевозок. А наладить сообщение с Северным промышленным районом позволит замена понтонного моста через реку Кузнечиха на постоянный мост, который выдержит большие нагрузки.
Рациональная эксплуатация улично-дорожной сети потребует усиления дорожной конструкции до международного стандарта. А чтобы избежать разрушения внутригородских трасс, стоит закрыть отдельные районы для проезда грузовиков.
Александр Полудницин, заместитель директора областного департамента экономического развития:
- В феврале пройдет конкурс на подготовку технико-экономического обоснования строительства глубоководного порта в районе острова Мудьюг. Для развития Архангельска как морского порта важно строительство железнодорожной трассы Белкомур и района глубоководного порта. На его обслуживании будут задействованы все примыкающие железнодорожные ветки, а из автомагистралей - федеральная трасса М-8. С введением в эксплуатацию порта и железной дороги объем грузоперевозок значительно возрастет, велика будет и доля грузов в контейнерах, а это выдвигает особые требования к развитию автодорог и дорожной инфраструктуры. За счет федеральных средств будет отремонтирована трасса М-8 - на это в течение нескольких лет будет направлено порядка 10 миллиардов рублей. Кроме того, будет рассматриваться вопрос придания федерального статуса некоторым трассам, которые задействуют на транспортировке грузов. Предположительно, будут построены и новые автомобильные артерии - например, участок порядка 50 километров для связи железнодорожной и автомагистрали для доставки грузов в порт.