За время работы закона об ОСАГО покинули рынок 15 страховщиков, за которые Российский союз автостраховщиков (РСА) выплатил по полисам 620 миллионов рублей, сообщил вчера президент РСА Андрей Кигим. По его словам, после введения системы Европейского протокола отток страховых компаний продолжится.
Напомним, что система Европейского протокола включает в себя прямое урегулирование убытков, которое вводится с 1 июля, и упрощенное оформление ДТП - с 1 января 2009 года. Причем, по словам руководителей РСА, первое представляет гораздо большую проблему для страховщиков по ОСАГО.
Ведь система возмещения ущерба в своей компании, а не в компании нарушителя, подразумевает двойную ответственность для страховщика, когда он платит деньги своему клиенту, а компания виновника ДТП платит ему. Кроме того, у страховщика будут обязательства перед другими компаниями за своих клиентов - нарушителей. В итоге, по словам Кигима, появится искушение рассчитаться со своими клиентами и не торопиться платить по обязательствам коллегам, ведь каждая задержка выплат страховщику на руку.
И еще одна проблема. Как сообщил Кигим, практика урегулирования обязательств потерявших лицензии страховщиков показывает, что в подавляющем большинстве случаев акционеры компаний пока не готовы решать финансовые проблемы созданных ими страховщиков. В связи с этим РСА предлагает правительству и депутатам Госдумы обсудить поправки в закон о банкротстве, предусматривающие ужесточение ответственности руководителей неплатежеспособных страховщиков, нарушающих законодательство об ОСАГО. Обсуждение законопроекта состоится 17 февраля с участием представителей минэкономразвития и минфина. В частности, РСА ставит вопрос о введении запрета на профессию для руководителей страховых компаний, дискредитировавших себя в процессе банкротства и об уголовной ответственности за действия, препятствующие погашению обязательств перед страхователями.
Пока же РСА, по словам Кигима, пытаясь выполнить возложенную на него законом обязанность о выплате застрахованным возмещения за неплатежеспособные компании, вынужден уговаривать недобросовестных менеджеров предоставить все необходимые для этого документы, в частности, журналы регистрации договоров. В итоге ОСАГО у нас получается обязательным для автовладельцев, а отвечать за деньги, полученные по обязательным платежам, - остается делом добровольным, и это несправедливо, считает глава РСА. Поэтому необходимо ввести личную ответственность руководителей в случае преднамеренного банкротства страховщика, считает Кигим.
Между тем новые правила игры могут привести к "переделу" на рынке автострахования. Впрочем, по мнению руководства РСА, с рынка вынуждены будут уйти только слабые и неплатежеспособные компании, портфели договоров которых перейдут к крупным страховщикам.