28.02.2008 03:20
Экономика

Фуры тяжелее 12 тонн заставят платить за проезд по федеральным трассам

Минтранс предлагает взимать плату с большегрузов за проезд по федеральным дорогам
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4599)
Читать на сайте RG.RU

За проезд грузовиков весом более 12 тонн по федеральным трассам должна браться плата. Полученные деньги могли бы аккумулироваться в специальных фондах или на отдельном счету и идти на развитие и строительство дорог. Такую идею высказали вчера представители минтранса на "круглом столе".

Не исключено, что на первых порах владельцы грузовых машин будут покупать своеобразные "проездные талоны" - на месяц, полгода или год. То есть будет использоваться повременная схема оплаты. А впоследствии можно перейти к другой, более совершенной системе сбора, где будет учитываться, сколько километров "намотала" машина.

Правда, с какого времени могут появиться такие правила и какой будет плата за проезд, неизвестно. Дискуссия по этому поводу идет уже несколько лет. Но пока минтранс только изучает предложения ученых, бизнеса и общественности, пояснил корреспонденту "РГ" директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии минтранса Олег Старовойтов.

Сейчас, напомнил он, плата за проезд берется только с машин весом более 38 тонн. Минтранс предлагает расширить перечень машин, владельцы которых будут обязаны платить за пользование трассами. Старовойтов признает, что эта идея может быть принята в штыки некоторыми представителями бизнеса. Но проблема в том, что, учитывая нынешнее состояние российских дорог, одних бюджетных денег на их развитие и восстановление не хватит. Заметим, что, по подсчетам минтранса, в ближайшие семь лет на это надо потратить около 9 триллионов рублей, а до 2025 года - 50 триллионов рублей. И потому кроме выделения бюджетных денег министерство предлагает искать новые финансовые источники. Взимание платы с грузовых машин может быть одним из вариантов решения проблемы, говорит чиновник.

Кстати, подобная схема успешно отработана за рубежом, а некоторые страны переходят к взиманию платы не только с грузовых, но и легковых машин, напоминают эксперты. Впрочем, вопрос о плате для легковых машин даже не ставится, успокаивает Старовойтов.

А вот на проезд по платным дорогам придется раскошелиться всем. "Такса" составит 1 - 1,5 рубля за километр, прогнозирует генеральный директор Федерального государственного учреждения "Дороги России" Олег Шахов. При этом тарифы для легковых машин и грузовиков будут разными. Кроме того, они будут отличаться и на разных платных трассах. Конкурсы на строительство платных дорог на основе концессий, напомним, идут по участку трассы Москва-Санкт-Петербург, новому выходу на московское кольцо с трассы "Беларусь", Западному скоростному диаметру и Орловскому тоннелю в Санкт-Петербурге. Итоги конкурсов подведут летом этого года, а первую платную дорогу - выход на Московскую кольцевую автодорогу - можно будет запустить уже в 2010 году, надеется Шахов.

Скорее всего, предполагает он, будет использоваться сразу несколько методов взимания денег. Это может быть как прямая оплата наличными, так и использование талонов или карточек, сбор платы с применением современных технологий. Возможно, говорит Шахов, владельцы автомобилей со временем смогут покупать и своеобразные абонементы, используя которые можно будет проехать по любой платной дороге.

Весной-летом этого года за счет бюджетных денег начнется разработка проектной документации на несколько новых платных трасс, рассказал Шахов. Речь идет об участках дороги "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, дороги Краснодар - Абинск - Кабардинка, скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург на участке 58 - 684 километр, Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье.

Инфраструктура Легковые авто Минтранс