Пуск подземки, которого многие годы с нетерпением ждут горожане, вновь откладывается.
Решение о том, что у Красноярска будет свое метро, датировано 1995-м. Реализация амбициозного проекта обещала вывести краевой центр в число ведущих городов России. Но с тех пор многое изменилось. Не утихли лишь споры о том, нужен ли городу вообще столь дорогостоящий вид транспорта. Тем временем, начавшиеся все-таки работы продолжались. Темпы, правда, были черепашьими: за 12 лет удалось проложить лишь около трех километров подземных выработок да вырыть котлован под одну из станций.
Главная причина, по которой ввод подземки в строй неоднократно откладывался, - скудное финансирование. Согласно постановлению правительства России, строительство должно на 80 процентов "питаться" краевыми деньгами и только на 20 - федеральными. При этом столица свои обязательства в том или ином объеме выполняла, край же долгое время их игнорировал.
Наконец в прошлом году, после правительственного решения о выделении красноярским метростроевцам 588 миллионов рублей, изыскали 50 миллионов и региональные власти. Средств хватило на 4 месяца работы.
Между тем в ходе формирования "Народного бюджета" города красноярцы, уставшие часами простаивать в пробках, в числе главных пожеланий мэрии назвали именно пуск подземки. Ответ последовал незамедлительно.
- Если в 2008 году мы получим 6 миллиардов рублей, то к 2012-му введем в строй три станции - "Высотную", "Улица Копылова" и "Вокзальную", - сообщил директор муниципального управления по строительству Красноярского метрополитена Игорь Иванов. - Протяженность первого участка составит порядка 5,17 километра. До 2015 года линию планируется продлить до 9 километров и запустить еще 3 станции - "Площадь Революции", "Проспект Мира" и "Ленинскую" в районе реки Кача.
Однако, по словам генерального директора "Красноярскметростроя" Сергея Галтера, денег строители пока не видели.
- Хвастаться нечем, - признался он корреспонденту "РГ". - Стоим. Точнее, лежим на боку. В обещания уже давно не верим. Для нормальной работы нужно выделять ежегодно 2-3 миллиарда рублей, получаем же в несколько раз меньше. С такими темпами метро у нас будет построено, как в Казани, к тысячелетнему юбилею Красноярска.
О консервации речи уже никто не ведет. Зато все громче мнение: проект устарел. Что и говорить, за минувшие годы транспортная схема города изменилась кардинально. Как альтернативный вариант стал рассматриваться пуск скоростного трамвая.
- От подземного метро никто не отказывается, - комментирует заместитель губернатора Николай Глушков. - Но отдельные его участки планируем проложить и над землей. И вообще, если бы развитие общественного транспорта и метрополитена прорабатывалось сегодня, то проект подземки был бы совершенно другим. Стоило, например, подумать о возведении в некоторых микрорайонах монорельсовой дороги.
Сами метростроевцы не видят в этом проблемы.
- Перспективная схема метрополитена существует разве что только у меня на карте в виде пунктирных линий, - рассказывает Сергей Галтер. - Над ней трудились еще советские специалисты, но, помимо первой очереди, до разработки и официального принятия конкретных проектов дело не дошло. Если заказчик примет решение пустить метро в другом направлении, мы готовы развернуться хоть на 90 градусов. Были бы деньги.
Александр Фадеев, заведующий кафедрой организации перевозок, управления и безопасности на транспорте Сибирского федерального университета:
- Одна локальная линия метрополитена с тремя станциями проблему транспортной перегруженности Красноярска не решит. Это очевидно. Большинству горожан все равно придется пересаживаться на автобусы и троллейбусы. Транспортную проблему может снять лишь метро с разветвленной сетью, а это - очень дальняя перспектива. Не так проста и идея скоростного трамвая. По крайней мере, насколько мне известно, реальных расчетов по этому поводу никто не делал.