В самое ближайшее время москвичи смогут наглядно представить, как выглядит дорога будущего. Фантазия разработчиков из Германии, предложивших уникальный проект, занесла машины на верхний уровень специально построенных для этого паркингов.
"Пробки" - одна из самых актуальных проблем для любого мегаполиса. Москва в данном случае не исключение. Транспортный коллапс настигнет российскую столицу, как предсказывают эксперты, к 2010 году - если дороги будут строиться так же медленно, а количество машин прирастать так же стремительно. Ведь уже сейчас в городе зарегистрировано около 3,5 миллиона личных автомобилей. Каждый год добавляется еще по 300 тысяч. Да сколько еще приезжих авто колесит по улицам первопрестольной - даже представить трудно. "РГ" уже неоднократно рассказывала о проектах реконструкции старых и строительства новых магистралей. Но на этот раз старт дан, пожалуй, самой смелой идее из всех предложенных ранее.
Ее суть на первый взгляд проста: коли уж вся земля в мегаполисе занята и даже прокладывать дороги из-за дефицита места все сложнее, нужно осваивать то, что осталось. Свободны же сейчас от застройки фактически лишь территории воздушных линий электропередач и промышленных зон, а также участки вдоль железных дорог.
Вот на таких-то землях компания "ШтрассенХауз" из Берлина и предложила московским властям возвести вокруг города 3-5-этажные здания, на верхних перекрытиях которых проложить автобан. По мнению немецких проектировщиков, так можно "окольцевать" Москву привычным для нее способом - по сути еще одним МКАДом, а потом пустить по городу радиальные шоссе. Эта идея была высказана в 2006 году.
Осмыслив ее, столичные власти решили действовать поэтапно и предложили фирме сначала построить в качестве пилотного проекта небольшой кусочек в Южном округе, а уже потом, в случае успеха, думать о создании сети таких дорог.
Местом эксперимента был избран Южный административный округ. Как рассказал корреспонденту "РГ" генеральный директор ООО "ШтрассенХауз" Владимир Будылин, первая трасса, расположенная на уровне четырех этажей, будет длиной чуть больше километра. Дорога, таким образом, превратится в крышу зданий, первые три этажа которых займут паркинги вместимостью 3 тысячи машино-мест. Для столицы, испытывающей острую нужду в гаражах, уже одно это существенное подспорье в решении наболевшей проблемы. Трассу же на всем протяжении оборудовать необходимыми съездами и въездами.
Три высоковольтные линии электропередач с вышками, проходящие на этом участке, уберут с глаз долой в четвертый, инженерный этаж зданий-дорог, как это давно делается на Западе и о чем мечтает и Москва. Правда, предстоит еще решить судьбу почти 2 тысяч стихийно выросших на этой территории гаражей, принадлежащих жителям окрестных домов. Сейчас ведется работа по их выводу - около 300 из 2 тысяч уже выведено. Городские власти полагают, что вполне можно "бескровно" решить проблему и вывода остальных, так как они готовы представить владельцам гаражей часть машино-мест в строящемся паркинге. В результате на участке от улицы Кантемировская до Кавказского бульвара высвободится полоса земли шириной 166,5 метра и длиной 1058 метров.
Для того чтобы избавить от потенциальных пробок и новый автобан, строить его предполагается с безостановочным движением - безо всяких светофоров и перекрестков. Учитывая, что чудо-дорога выдержит не любую технику, сразу оговаривается, что предназначена она лишь для легкового автотранспорта, максимум - "Газелей". Главное требование - нагрузка на ось машины не должна превышать 2,5 тонны.
От излишних децибел жителей близлежащих домов защитят щиты шумоизоляции, которые установят вдоль дороги. А чтобы на трассе не появились после первого дождя озера, ее оборудуют, как и положено, водостоками. Об экологии проектировщики тоже не забыли. На уровне дорожного полотна поставят специальные вытяжки, которые отфильтруют выхлопные газы и даже микропыль.
В целях удобств и безопасности для водителей проектировщики предлагают сделать новые автобаны парными, на каждом из которых машины будут двигаться по трем полосам лишь в одну сторону. Специалисты утверждают, что это позволит поднять "среднемосковскую" скорость дорожного движения с нынешних 16-17 до 30-40 километров в час. При этом между двумя трассами образуется достаточно большое пространство - около 100 метров. "Его можно использовать под строитель ство ряда офисных зданий, торгово-развлекательных центров (от 9 до 13 этажей) и гостиницу, расположенную буквально в пятистах метрах от станции метрополитена", - рассказал Владимир Будылин. Это позволит не только использовать высвободившуюся от ЛЭП территорию, но и сделать ее освоение максимально выгодной для инвесторов.
Вся необходимая для начала стройки документация должны быть готова до конца текущего года. Приступить к самому строительству планируется в будущем году. По оценкам экспертов, возведение всех сооружений займет около полутора лет. Так что, по предварительным прогнозам, не позже 2011 года московские водители смогут испытать на практике, насколько новаторский подход немецких специалистов способен избавить их от пробок.
Сами же проектировщики считают выгоду своего детища бесспорной. Они напоминают о том, что автомобильные пробки - это огромные потери для экономики города, которые оцениваются в 15 миллионов евро за день. Добавим к этому 3 миллиона литров бензина, сожженного в них, и 7 тысяч тонн углекислого газа, выброшенных в атмосферу. Впрочем, сам проект нового автобана - тоже не из дешевых. Его приблизительная общая стоимость - чуть больше 390 миллионов евро.
Тем не менее проектировщики уверены: этот километровый участок - лишь начало дорожного обновления в Москве. В дальнейшем он может стать составной частью трассы от МКАД до Третьего транспортного кольца длиной почти 16 километров. Доехать по нему из одного конца в другой теоретически можно всего лишь за 10 минут. И здесь предполагается использовать территории, занятые сейчас воздушными ЛЭП (10,2 километра) и железными дорогами (5,5 километра). На этом участке, утверждают специалисты, можно строить здания практически любого назначения - от гостиниц до детских садов. Однако вопрос о выделении нового участка пока еще находится в процессе решения. Его судьба зависит прежде всего от того, насколько удачным окажется пилотный проект. Однозначно лишь то, что в успехе же крайне заинтересованы обе стороны. Ведь до сих пор в Москве не строили ничего подобного. А значит, в случае удачи у российской столицы появится вполне реальный шанс действительно избавиться от заторов на дорогах, о чем сегодня власти не смеют даже мечтать.
Олег Гостенов, зам. руководителя департамента транспорта и связи города Москвы:
- Идея немецких проектировщиков вполне подходит и для Москвы, как и для любого другого города. Конечно, этот километр пилотного проекта проблемы "пробок" не решит. Но если строить сеть таких дорог, обстановку в российской столице можно значительно улучшить. Главное же, нужно очень внимательно подойти к выбору места для них и прокладывать так, чтобы эти новые трассы не оказались дорогами ниоткуда в никуда.