Даже угроза штрафа или лишения прав не мешает лихачам нарушать одно из самых незыблемых правил дорожного движения.
Побывав в профилактическом рейде "Дорога помощи", организованного сотрудниками МЧС и ГИБДД, корреспондент "РГ" убедилась в несознательности большинства белгородских автомобилистов.
О том, что необходимо пропускать машины со спецсигналами - сиреной и проблесковым маячком, - знает каждый водитель. Но на практике это правило зачастую не соблюдается.
- Ежедневно в городе в среднем 25 выездов спецтранспорта МЧС, по области - 80. Практически каждый выезд связан с этой проблемой. Водители не считают себя обязанными уступать дорогу, - рассказывает "РГ" исполняющий обязанности начальника отряда, майор внутренней службы Геннадий Якименко. - Несмотря на правила, часто мы стоим в пробках из-за нерадивых водителей. В результате до места добираемся в три раза медленнее: скажем, за пятнадцать минут вместо пяти. А ведь каждая минута может стоить кому-то жизни.
Выехав на центральные улицы города (маршрут включал те магистрали, где чаще всего возникают проблемы с проездом спецтранспорта) в вечерний час пик, наш пожарный автомобиль с трудом протискивался в потоке. Один водитель, двигаясь сначала параллельно с нами по правой полосе, вдруг "метнулся" из нее в освободившееся пространство перед носом "пожарки" - и двигался там до ближайшего перекрестка. Ни о каком оперативном движении спецтранспорта не было и речи. Мы, по меркам пожарных, ползли, а не ехали. А в заключение этой акции "пожарку" буквально прижал к бордюру мощный грузовик.
Благо, рейд - профилактический. В реальной жизни все это увеличивает время прибытия на пожар, да и его последствия бывают куда более тяжелыми. Более того, в практике пожарных даже бывали случаи, что их спецавтомобиль попадал в ДТП.
В кабине пожарной машины с нами был инспектор ДПС с рацией, который сообщал коллегам номера машин, явно не желающих пропускать спецтранспорт. Нарушителей останавливали и тут же составляли на них административный материал. Кстати, за подобные нарушения предусмотрен штраф 300-500 рублей или лишение права управления транспортом на срок от одного до трех месяцев. Согласно статистике ГИБДД, в течение прошлого года было зарегистрировано более 500 случаев подобных нарушений. Не заметил, не увидел, не услышал, торопился - это типичные ответы таких горе-водителей. А многие из них, как рассказали инспекторы ГИБДД, действительно не слышат сигналы спецавтомобилей: в салоне включена музыка на полную громкость.
Еще одна проблема связана и с тем, что спецтехника не может проехать в белгородские дворы. В ночное, вечернее время в спальных районах пожарные расчеты не могут попасть на тушение - все заставлено частным транспортом. Пожарным приходится пешком добираться до очага возгорания, тянуть рукава вдоль дома. Специалисты МЧС пытались решать эту проблему, но запретить или ограничить стоянку личного транспорта во дворах жилых домов - не в их компетенции. Кроме того, эта проблема может быть решена только на федеральном уровне.