Ежедневно услугами такси пользуются тысячи пермяков, и большинству из них знакомы неприятные ситуации, когда приходится сталкиваться с плохим качеством сервиса или необоснованно высокими тарифами на услуги. Как выяснили корреспонденты "РГ", жаловаться в таких случаях просто некому: работа машин с "шашечками" практически никем не контролируется.
На полной скорости
Отмена системы лицензирования для легковых такси, произошедшая в 2005 году, привела, с одной стороны, к бурному развитию этого бизнеса. А с другой - позволила сформировать стихийный, никем не контролируемый рынок, в котором сами участники устанавливают для себя правила игры.
Если три года назад в Перми работало около тридцати таксомоторных предприятий, то сегодня их количество приближается к восьмидесяти. Растущая конкуренция заставляет бизнесменов постепенно стремиться к европейским стандартам, в основе которых - пунктуальность, вежливость и точность. Сегодня уже редко встретишь "шефа", облаченного, как прежде, в тренировочные штаны и бейсболку. Стремясь удержать клиентов, таксопарки стали формировать бонусные программы, внедрять дисконтную систему оплаты.
Наиболее продвинутые даже создали собственные интернет-сайты и установили телефоны доверия для пассажиров. "Мало того - мы как-то обратились в Единый союз перевозчиков Прикамья, предложив организовать на его базе школу для водителей, - рассказывает старший диспетчер таксопарка Вадим Обухов. - Нам хотелось, чтобы они изучали карту города вместе с его достопримечательностями, знакомились с основами психологии и риторики. К сожалению, наша инициатива не нашла поддержки, хотя не только наша компания, но и другие таксомоторные предприятия готовы были содержать преподавательский штат школы за свой счет".
Мимо кассы
Мало кто знает, что слово "такси" произошло от понятия "таксометр" - так в начале ХХ века некий частный извозчик назвал свой прибор, учитывающий зависимость оплаты от пройденного расстояния. В советские времена таксометр, или, иначе говоря, счетчик был не-отъемлемым элементом любого зеленоглазого автомобиля. На изломе эпох этот прибор исчез из повседневного обихода: пришло время договорных цен и договорных отношений. И здесь порой ситуация доходит до абсурда. За одно и то же расстояние таксисты даже из одной компании могут запросить совершенно разные суммы, просто потому, что водителю так хочется.
И вот недавно налоговые органы объявили, что намерены всерьез заняться теми, кто работает в прямом смысле "мимо кассы".
- Если в маршрутных такси должны применяться билеты как документ строгой отчетности, то в легковых - таксометры марок "Электроник" или "Стайер", - пояснил начальник пресс-службы управления федеральной налоговой службы по Пермскому краю Валерий Аникин. - Хочу предупредить, что в этом году мы вместе с правоохранительными органами будем проводить контрольные рейды по линии такси, в том числе так называемые "контрольные закупки".
Однако руководители таксопарков считают, что введение такой системы приведет лишь к тому, что стоимость перевозок вырастет.
- Один таксометр стоит двадцать тысяч рублей, плюс к тому водителям придется ежегодно покупать к этим приборам новые чипы за 8 тысяч, - заявил корреспонденту "РГ" директор транспортного предприятия Алексей Смертин. - Между прочим, когда в Болгарии решили повсеместно поставить таксометры, то власть на средства казны приобрела эти аппараты и передала их водителям бесплатно. Почему бы нашему государству не воспользоваться данным примером? Это одна сторона проблемы. А другая связана с тем, что наши сотрудники являются индивидуальными предпринимателями и платят единый налог на вмененный доход. Поэтому установку таксометров можно рассматривать как дополнительное налоговое обременение.
Со своим коллегой, правда, не согласен Вадим Обухов: "Многие водители нашего предприятия уже установили в своих машинах таксометры и считают, что это очень удобная форма расчета с пассажирами. Другое дело, что рынок к этим аппаратам пока что не готов. Представьте себе: автомобиль застрял в пробке, и клиент вынужден наблюдать, как тикающий счетчик постоянно ему напоминает о том, что "время - деньги". Иные просто не выдерживают психологического напряжения и покидают машину. Если бы не пробки - таксометры вполне могли бы у нас прижиться".
Следующий непростой момент связан со стоянками. Сегодня достаточно просто проехать по городу, чтобы понять: оборудованных парковок для такси в Перми практически нет - они либо напрямую примыкают к автобусным остановкам, мешая общественному транспорту и безопасности движения, либо создаются сами по себе где придется. Что касается специальных знаков, то нынче это дело, похоже, отдано на откуп предпринимателям-энтузиас-там. И возле цирка, и на площади Дружбы, и в некоторых других местах имеются типовые таблички, где на информационном поле указано название таксопарков, однако дальше этого дело пока не идет.
Регламенты былых эпох
Летом прошлого года глава городского комитета по транспорту Игорь Сасунов заявил, что для упорядочения ситуации необходимо вернуться к лицензированию легковых такси, а также принять ряд регламентирующих документов. Реакция участников рынка была, как и положено, неоднозначной.
- Да, без ясных правил игры мы не сможем нормально развиваться, - убежден Олег Старцев. - Наше предприятие является правопреемником одного из крупнейших городских таксопарков, и большинство водителей работают здесь еще с советских времен. Так вот, им приходится пользоваться правилами, утвержденными, представьте себе, в 1981 году. А ведь законы о такси уже приняты в Москве, Петербурге, Ижевске - речь там идет и о квалификации водителей, и об оборудовании в машинах, и о нормах выбросов вредных веществ, и о количестве посадочных мест в салоне. У нас же эта сфера никем не регулируется, руководители транспортного комитета ни разу не приглашали нас для бесед. Более того - в этом ведомстве нет ни одного сотрудника, который бы координировал нашу отрасль".
А вот Алексей Смертин считает, что возвращение к лицензированию станет новым импульсом для развития коррупции:
- Это была абсолютно никчемная бюрократическая норма, кормившая чиновников. И потом, пример автотранспортных предприятий, для которых лицензирование сохранилось, свидетельствует о том, что безопасность движения и качество перевозок в автобусах от этого нисколько не улучшилось. На мой взгляд, любые законодательные инициативы губительны для нашего бизнеса. Рынок рано или поздно сам все расставит на свои места.
Итак, сегодня в Перми проводится уникальный в своем роде эксперимент: таксомоторному бизнесу предоставлено право развиваться стихийно, хаотично и бесконтрольно. Компании своими силами борются с самозванцами-бомби-лами, прикрепляющими шашечки к автомобилям, организуют и оборудуют парковки, договариваются между собой (и это никакой не секрет) насчет единых тарифов.
Игорь Сасунов, председатель комитета по транспорту администрации Перми:
- Систему лицензирования такси вводить, безусловно, надо, как, например, и грузовых перевозок. Но здесь мы бессильны, пока соответствующие нормы не будут приняты на федеральном уровне. Не сказал бы, что сейчас развитие этой отрасли вызывает у нас какие-то нарекания, вопиющих случаев нарушения прав потребителей нет. Но данная сфера абсолютно не контролируется, что неправильно. Лучше предусмотреть механизмы решения каких-то проблем, чем потом устранять их последствия.
Михаил Касимов, депутат Пермской городской Думы:
- Я постоянно пользуюсь услугами такси, поскольку в нашем офисе заключен договор с одной из таксомоторных фирм. Никаких нареканий к ее работе ни у меня, ни у моих коллег нет. Пусть эта сфера развивается так, как получается, - главное, ей не мешать, а тем более душить налогами и всевозможными ограничениями. Никаких законов о такси мы в городской Думе пока не принимаем и эту тему даже не обсуждаем. Единственное, что я бы предложил для улучшения ситуации, - это решить вопрос о страховании пассажиров такси.