20.03.2008 08:34
Власть

В Брянске пожарные решили брать плату за тушение пожаров

Брянские огнеборцы решили брать плату за тушение огня
Текст:  Александр Чернов (Брянск)
Российская газета - Центральная Россия: №0 (4616)
Читать на сайте RG.RU

Прокуратура области просит арбитражный суд признать недействительным договор, заключенный между жуковским селом Шамордино и ГУ "Брянский пожарно-спасательный центр". Этот документ дает пожарным право тушить огонь на "коммерческой основе".

От Брянска до Шамордино на хорошей машине по разбитой смоленской трассе можно добраться минут за сорок - поворот направо, и еще полтора километра по пригоркам. С них сельские окрестности видны как на ладони: бессовестно растащенные коровники, требующее капитального ремонта здание Дома культуры, в нем же - местная администрация, покосившиеся от времени хатки. Зато в "производственном секторе" - аж две вышки сотовой связи.

В пивной палатке, "прилепленной" к магазину на окраине Шамордино, несколько мужиков шумно отмечают начало очередного дня. Спрашивать их о чем-либо уже бесполезно - лыка не вяжут. Но другим жителям села не все равно, кто и как поможет им в случае чего справиться с огненной стихией.

- Надо ли заключать с пожарными договор на платное тушение пожаров? Даже не знаю что сказать: приезжают они, когда уже все дотла сгорело, - смущаясь, признается молоденькая продавщица Татьяна. - Загорелась у нас баня, так мы сами потушили, а пожарные через полтора часа только приехали. И соседка также сарай потеряла. Лучше скажите: а будет компенсация за потерянное имущество?

- Отсюда до райцентра очень трудно дозвониться, - опасливо оглядываясь по сторонам, говорит  пенсионерка Мария Плясунова. - Впрочем, хоть заключай с пожарными договор, хоть нет - все равно потери для меня будут невосполнимыми.

- Сущий кошмар, если пожарные станут требовать деньги за тушение пожаров! - не скрывает гнева Татьяна Андреенкова, семья которой по злой иронии судьбы уже дважды за последние полтора десятка лет "горела". - Поселение у нас небогатое: у большинства денег - кот наплакал...

В этом году небеса пока миловали Шамордино - больших пожаров не случалось. Но не так давно по чьей-то глупости заполыхала сухая трава. Село находилось в огненном кольце. Коварное пламя перебрасывалось на жилые постройки.

- Ужас что творилось! - вспоминает начальник Жуковской пожарной части № 34 Александр Кожевников. - Каждый день приходилось в Шамордино выезжать. В итоге - восьмикратный перерасход по бензину. По закону же мои бойцы должны обслуживать только трехкилометровую зону вокруг райцентра: нам как бюджетной организации отпускается конкретное количество топлива, и больше мы не имеем права сжечь. В общем, случись поблизости пожар, а у нас бензина нет - что хочешь, то и делай. Почему же тогда пожаротушение не может быть возложено на органы местного самоуправления?!

В областной прокуратуре считают, что платные услуги по тушению пожаров противоречат требованиям действующего законодательства

Вполне может - посчитали в свое время в областном государственном учреждении "Брянский пожарно-спасательный центр". И вскоре заключили, как теперь выясняется, договоры на платное тушение пожаров едва ли не со всеми муниципальными образованиями Брянщины. Таких набралось несколько сотен. Логика оказалась простой.

- Если власти в глубинке не могли обеспечить первичных мер пожарной безопасности, то они должны были заключить соответствующие соглашения, - настаивает начальник Брянского пожарно-спасательного центра Владимир Юдичев. - Противоречия здесь нет. У муниципальных поселений есть определенные законом полномочия: либо они самостоятельно обеспечивают первичные меры пожаротушения, спасают людей и имущество - для этого должно быть свое пожарное подразделение или добровольная дружина, либо заключают договоры с соответствующим подразделением, то есть с нами. Иначе мы, имея лицензию на тушение пожаров и обеспечение противопожарной защиты объектов, вынуждены были заниматься благотворительностью - администрация области расходы на тушение огня за пределами райцентров нам не учитывала. Между тем час работы пожарной машины стоит в среднем от двух до трех тысяч рублей.

И это в то время, когда пожарно-спасательный центр, по мнению Владимира Петровича, имеет полное право получать с тушения пожаров прибыль, которая "будет зачисляться на внебюджетный счет". Что следует из устава его организации, которая - немного терпения - "вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность по проведению работ и оказанию организациям и частным лицам услуг, связанных с привлечением сил и средств подразделений пожарной охраны".

- Положим, все так, Владимир Петрович. Но если пожар вдруг случится в муниципальном поселении, с которым у вас нет договора, выедете на место происшествия или нет? - поинтересовался корреспондент "РГ".

- Приедем, как только получим сообщение. Но до момента прибытия пожарной команды мы не будем нести ответственности за причиненный огнем ущерб. А в дороге всякое может произойти. Кроме того, прошлой осенью в Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вследствие которых договоры, предусматривающие оплату услуг по тушению пожаров, фактически утратили силу - плата с того же Шамордино больше не взималась.

Тут же Юдичев оговаривается, что "не понуждал никогда и никого заключать подобные договоры". Дескать, это была добрая воля самих муниципалитетов. Хотя особого выбора у тех не было. Так, глава Шамордино Вера Моисеева сетовала, что, несмотря на заключенный с пожарными в 2006 году договор, оплатить его из средств бюджета поселения она никак не могла. В результате, вызвав спустя год пожарную команду, несчастная чиновница выслушала в свой адрес гневную тираду. Более того, с тех пор ей якобы и вовсе стали "выкручивать руки": требуют от поселения приобрести пожарную машину.

- Даже если я разом отменю все 28 бюджетных обязательств, - признается Вера Александровна, - то все равно не смогу насобирать нужную сумму...

С мнением людей и главы Шамордино солидарны в областной прокуратуре. Там считают, что платные услуги по тушению пожаров противоречат требованиям действующего законодательства. Ведь с огненной стихией в России борются "на безвозмездной основе", то есть бесплатно. По словам старшего помощника прокурора области по взаимодействию со СМИ Валентины Драгиной, пожарно-спасательный центр является некоммерческой организацией и финансируется из средств областного бюджета, поэтому осуществляемое его силами и средствами тушение пожаров ни при каких условиях не должно перекладываться на органы местного самоуправления.

Сейчас прокуратура Брянской области пытается через арбитражный суд признать недействительным договор об оказании платных услуг по пожаротушению и вернуть уже заплаченные деньги.

Комментарий

Юлия Антонова, прокурор отдела облпрокуратуры по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе:

- Согласно Федеральному закону "О местном самоуправлении", обязанностью муниципальных образований является выполнение первичных мер противопожарной безопасности. Это, к примеру, обустройство путей подъезда к источникам воды, разработка системы оповещения населения, привлечение дополнительных средств и сил для тушения пожаров. Вдобавок муниципалитеты могут учреждать свои организации по пожаротушению, бремя по содержанию которых полностью ложится на их плечи. Иначе тушение пожаров осуществляется при финансировании области. Субъект выделяет Брянскому пожарно-спасательному центру деньги на ремонт автомашин, закупку бензина и зарплату сотрудникам. При этом размер последствий не зависит от количества времени, затраченного непосредственно на тушение пожара. Да и какая разница между жителями райцентра Жуковка и села Шамордино?! У одних пожары, выходит, можно бесплатно тушить, у других - исключительно за деньги? Их пожарные могут получать лишь в случае спасательных операций и организации мер пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий по заявке организатора - скажем, организуемых на стадионах футбольных матчах или концертах.

Кстати
Практически незащищенной от огненной стихии остается родовая усадьба поэта Федора Тютчева, расположенная в жуковском поселке Овстуг. От пожаров имение охраняет брандмайорская команда местного колхоза. Однако с лета ее единственная пожарная машина стоит на приколе: полетел движок. Вызывать же пожарных из райцентра, что за 40 километров, бессмысленно - они успеют приехать на пепелище...

Госуправление Охрана порядка Пожары Брянск Центральная Россия