Только десятая часть выпускников вузов, техникумов и колледжей, из числа обратившихся в центр занятости "Молодежный", выбирает работу по специальности. Одна из причин этого - неуверенность в своих знаниях и слабая профессиональная подготовка.
Сотрудники центра такому положению дел не удивляются: к ним чаще всего обращаются за трудоустройством молодые люди "с проблемами". Скажем, те, кто не хочет устраиваться по специальности, или же - кто не может попасть на престижную должность (к примеру, регионоведы, обучавшиеся в академии госслужбы). На рынке труда подобная картина наблюдается не первый год: плиточники и кровельщики с дипломами педагогов или юристов сегодня - дело обычное.
По мнению заместителя директора центра Анны Звездинской, дело не только в слабой профессиональной ориентации и излишнем давлении родителей на выбор учебного заведения, но и в слабых знаниях выпускников. Они просто не уверены в своих силах, в способности справиться с профессиональными обязанностями "по профилю".
Понятно, что подобная неуверенность посещает выпускников еще во время учебы. Но... добровольно покинуть стены вуза или колледжа мешают условности (или, что греха таить, нежелание служить в армии). В вузах и колледжах их не отчисляют, в первую очередь, по меркантильным соображениям - родители платят за учебу. Таких студентов, по утверждению вузовских преподавателей, сегодня тысячи - во всех без исключения учебных заведениях города, в том числе и государственных.
Недавно инспекторы главного управления образования области обнаружили при трех городских школах - 70-й, 45-й и 11-й вечерней - коммерческие фирмы. Старшеклассники проходили общеобразовательную программу в школах, а в фирмах, параллельно, - профессиональную практику. За отдельную плату ребят обучали сестринскому делу и фармации в отрыве от базового образовательного учреждения, но по окончании курса наук выдавали дипломы государственного образца. Самое интересное заключалось в том, что ни одна из фирм не имела лицензии на право ведения образовательной деятельности. Общая недельная нагрузка на учеников достигала 54 часов, что также запрещено законодательно. Кто же такую нагрузку вынесет - и какие знания при этом получит? Тем более, что ребята даже современных учебников не имели - обходились списанными пособиями из библиотеки колледжа. Проигнорировало начальство учебных заведений и прямой указ Министерства образования РФ на запрет обучения медицинским специальностям несовершеннолетних школьников. Руководителей школ и медучреждения эти заботы, похоже, не тревожили.
Как сообщил корреспонденту "РГ" руководитель главного управления здравоохранения области Евгений Мезенцев, он вынес директору колледжа Вячеславу Григорьеву выговор. Но после инспекционной проверки - в середине учебного года - в студенты было зачислено сразу более 300 учеников упомянутых школ...
И это - далеко не единственный случай профанации образования. Областная прокуратура предъявила претензии по организации учебного процесса автономной некоммерческой организации "Институт экономики и права", работающей по лицензии, но без свидетельства о государственной регистрации. Проверяющие не обнаружили даже образовательной программы, а также рабочих программ учебных дисциплин и производственной практики. Более того, в институте не издано ни одного приказа, не подготовлено ни одного аналитического документа по учебным и методическим вопросам. В ведомостях отражена сдача экзаменов по дисциплинам, обучение по которым не проводилось. К примеру, группа студентов, изучающих финансы, сдавала экзамены по делопроизводству и литературе. То же самое - у первокурсников, принятых в институт на специальность "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта": они сдавали экзамены по истории, физике, химии, литературе, экономике. Фиктивными показались прокурорским работникам академические справки, выданные студентам, - в одной из них значится 14 пройденных дисциплин, из которых только 8 были изучены согласно учебному плану. На основании фактов проверяющие сделали вывод, что государственные образовательные стандарты в данном учреждении не могут быть реализованы в полном объеме. Иными словами, студентам подобных учреждений, похоже, придется переквалифицироваться в тех же плиточников.
Владимир Никитин, начальник отдела лицензирования, аттестации педагогических кадров и инспектирования главного управления образования:
- Министр образования РФ открыто заявил, что "в России максимум 10-15 процентов хороших вузов". Цепочка качественного образования должна тянуться в вузы из школ. Этим мы и занимаемся, войдя в числе 21 области в проект комплексной модернизации образования. Мне кажется, сегодня все должны работать как-то иначе, чтобы польза была от школьного аттестата, вузовского диплома и человеку, и области. Для этого и родители должны быть внимательнее к учебе детей.
Владимир Титов, ректор Воронежского госуниверситета:
- Законный способ очистить ряды от тех, кто пришел в вуз не за профессией, а за дипломом, известен: строго отсеивать абитуриентов при зачислении и отчислять студентов по результатам сессий. Бывает, что способный студент неправильно сориентировался в выборе будущей специальности. Но тогда мы ему помогаем - зачисляем на другие факультеты.