20.03.2008 01:55
Культура

Ринат Ахметзянов: Однажды почувствовав успех, с манежа уйти уже не можешь

Сорок лет под куполом цирка… и без страховки
Текст:  Инесса Абизяева (Приморский край)
Российская газета - Неделя - Приморский край: №0 (4617)
Читать на сайте RG.RU

Народный артист Татарстана воздушный гимнаст Ринат Ахметзянов приехал во Владивосток не в первый раз. Но, как и во время первых гастролей тридцатилетней давности, за его номером "Круговой полет" зал следит, затаив дыхание.

Несмотря на то, что с тех пор номер технически усовершенствован и исполняется в дуэте с дочерью Ленарой, одно осталось неизменным - артисты работают на высоте без страховки.

В перерыве между выступлениями с артистом побеседовал корреспондент "РГ".

Российская газета: Ринат, в чем секрет популярности вашего "Кругового полета"?

Ринат Ахметзянов: Свои секреты есть и у воздушных гимнастов, и у дрессировщиков, и у иллюзионистов. Композицию, с которой сегодня выступаем, мы сделали десять лет назад на испанский мотив в стиле пассадобль. Когда мы сдавали номер, принимать его в Московский цирк приходил педагог Большого театра мсье Дега. Он тогда сказал: "То, что вы делаете под куполом, находится за гранью человеческих возможностей". Этот комплимент я запомнил на многие годы. Эти слова и есть ответ на ваш вопрос. Конечно, нельзя с одной мизансценой провисеть вниз головой почти сорок лет. Мы постоянно что-то усовершенствуем. Кстати, в России кроме нас подобный номер исполняет еще только один цирковой дуэт.

РГ: Ваши дети - Ленара и Дальяр продолжили династию воздушных акробатов. Вы рады, что они остались в цирке? Ведь, как вы сами признались, сегодня этот вид искусства переживает не самые лучшие времена?

Ахметзянов: В цирке работают не из-за высоких гонораров. Просто, однажды почувствовав успех, с манежа уйти уже не можешь. Наверное, преданность цирковому искусству передается по наследству. Никто силой не заставляет детей идти по стопам родителей. Каждый цирковой артист знает, что это искусство, пропахшее потом, а что касается нашего номера, то он всегда сопряжен с риском. Но мне приятно, что мои дети работают вместе со мной, что они самозабвенно любят цирк. До сих пор помню слова сына, когда еще совсем маленьким он получил большой букет от зрителей: "Папа, смотри какой букет мне подарили! Но я ведь еще так мало умею…"

РГ: Сегодня вы можете гордиться своими детьми: завоевать, пусть и на юношеском фестивале в Монте-Карло, золотую медаль дорогого стоит?

Ахметзянов: Когда в 2002 году детей отправляли на конкурс с номером "Эквилибр на свободной проволоке", никто не рассчитывал на победу. А они на престижном международном цирковом фестивале взяли "золото". Правда, в России, кроме доплаты к зарплате в 220 рублей, никаких бонусов этот успех не принес. Однако номер, решенный во французском стиле, с пластикой и музыкой, не свойственной нашему цирку, до сих пор срывает бурю оваций.

РГ: Вы как воздушный гимнаст побили все рекорды. Шутка ли - почти сорок лет под куполом цирка…

Ахметзянов: Да, век гимнаста - всего 15 лет, так что у меня идет уже третья пенсия (смеется). Думаю, что я скоро завершу свою карьеру - слишком велик риск. Цирковой артист, особенно воздушный акробат, в отличие от своих коллег из шоу-бизнеса, каждый номер исполняет как в последний раз. У нас нет фонограммы! Я не могу сделать, например, полтора сальто-мортале - приземлюсь на голову…

РГ: Вы смотрите популярное сегодня телешоу "Цирк со звездами"?

Ахметзянов: После этой программы я начал с уважением относиться ко многим артистам, поскольку знаю цирковую кухню изнутри и представляю, как сложно сделать любой номер. Например, я не смогу выйти на манеж с дрессированными собачками, хотя они меня давно знают, привыкли, но реагировать на мои команды не станут. Так и далеким от манежа артистам театра и кино приходиться изрядно попотеть, чтобы сделать номер, и, самое главное, чтобы его приняла публика. Если же эти две составляющие совпали, значит, номер удался. 

Шоу Приморский край Дальний Восток