Москва не намерена снижать своих требований к качеству моторного топлива. Об этом заявил в ходе традиционного субботнего объезда по городу мэр Москвы Юрий Лужков. "Весь автомобильный транспорт будет переведен на бензин, отвечающий требованиям "Евро-3", - подчеркнул он.
Это заявление мэр сделал, побывав в аналитической лаборатории городского департамента природопользования и охраны окружающей среды. Здесь, на Шаболовке, 46/4, руководству города очень наглядно продемонстрировали, насколько зависит экологическая ситуация в столице от качества используемого моторного топлива.
Количество автомобилей в Москве достигло уже 3 миллионов 300 тысяч. Тем не менее, качество воздуха стабилизировалось, а по некоторым показателям даже улучшилось. Специалисты утверждают, что объясняется это как раз постепенным улучшением качества бензина, снижением объема вредных выбросов из него. Аналогичная ситуация сейчас во многих европейских городах, где от автомобильных пробок не избавились, а дышать тем не менее стало легче.
Однако переход на "Евро-3" в Москве не всем пришелся по вкусу. Производить бензин высокого качества и сложнее, и не так выгодно. Очевидно, из-за этого распространились слухи, будто власти вновь готовы смириться с бензином стандарта "Евро-2". Это совпало с очередной профилактической остановкой производства на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Стала муссироваться мысль, что мегаполис просто вынужден будет перейти на "деревенский" бензин.
Юрий Лужков категорически опроверг эти слухи. "Их распространяют недобросовестные производители моторного топлива, те, кто заинтересован в продлении поставок "Евро-2". Ничего из этого не получится. Повышение требований к качеству моторного масла - общеевропейская тенденция, и Москва не может позволить себе в данном случае быть исключением". Более того, отметил мэр, топливо ниже классом "Евро-3" будет объявлено в Москве вне закона. Штрафные санкции за некачественный бензин в российской столице и сейчас считаются самыми строгими в России. Тем АЗС, которые будут реализовывать бензин хуже 95-й марки или не отвечающий установленным требованиям, придется заплатить штраф в 400 тысяч рублей. Повторный штраф - уже миллион, а если и он не подействует, отзывается лицензия.
Знакомство с новейшими средствами контроля за качеством топлива придало Юрию Лужкову еще больше оптимизма. "Если мы перейдем повсеместно на "Евро-3", то получим реальное снижение выбросов таких компонентов, как сера, свинец и вредные взвеси, то есть всего, что пока мешает москвичам дышать".
Контроль за качеством моторного топлива - лишь одно из направлений деятельности аналитической лаборатории. В ее задачи входит также весь комплекс экологического мониторинга городской среды, включая контроль состояния воздуха, воды и почвы. Она должна бороться с шумовым загрязнением и повышенной вибрацией, прежде всего, в жилых массивах. Раньше параметры этих негативных воздействий на людей экологическими структурами города не замерялись, поэтому чтобы их ограничить, невозможно было руководствоваться санитарными нормами. Теперь город располагает лабораторией на колесах.
Мэр считает, что особого внимания сейчас требует проблема вибрации. По его выражению, "шум в жилом секторе - это драма, а вибрация - трагедия". Значит, и ее нужно измерять точными приборами, уметь предвидеть и устранять. Чтобы в жилом доме, оказавшемся над линией метро неглубокого заложения, не танцевала посуда в шкафу.
- Наша аналитическая лаборатория, - рассказала "РГ" зам. руководителя департамента охраны окружающей среды и природопользования Марина Вакула, - замкнула систему экомониторинга Москвы. С 2004 года, например, ведется регулярный мониторинг загрязнения почв. Рядом с оживленными магистралями они превращаются в кладовые тяжелых металлов. Контроль воды лаборатория осуществляет в 27 точках Москвы-реки и в устьях основных ее притоков. В перспективе намечается экологическая сертификация продуктов питания.