К 2010 году Москва должна быть обеспечена машино-местами на 60 процентов (сейчас лишь на 47). Для этого необходимо построить 400 000 новых парковочных мест. Такая цель поставлена в городской целевой программе строительства гаражей на 2008-2010 годы.
Как уже сообщала "РГ", проект этого документа, представленный в январе на рассмотрение правительства Москвы, был в пух и прах раскритикован мэром и отправлен на доработку. И уже после доработки на минувшей неделе программа снова подверглась детальному обсуждению и на сей раз одобрена и мэром, и правительством Москвы в целом. Представляя ее на брифинге журналистам, первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский подчеркнул: "Утверждая программу, Юрий Лужков подчеркнул, что проблему обеспечения гаражами по важности для города и москвичей можно сравнить со строительством нового жилья, детских садов, школ и поликлиник".
Пока же с местами для хранения авто в Москве далеко не все благополучно. Автопарк с каждым месяцем становится все больше и больше. По официальной статистике столичной ГИБДД, в распоряжении москвичей сейчас имеется более 2 миллионов 500 машин. Добавим к этому транзитный транспорт, который также активно перемещается по городу и паркуется.
Это в Японии, например, ни один автосалон не продаст машину, прежде чем покупатель не принесет справку, что у него есть место для ее цивилизованного хранения. У нас же пока ничего подобного не происходит. А потому машины уже заполонили все дворы, особенно в центре, где рядом с жилыми домами расположена масса офисов. А поскольку паркингов не хватает, автовладельцы часто бросают своих "железных коней" где попало. Впрочем, обвинять их в этом часто не приходится. Многие и рады бы купить гараж, да цены на него кусаются - в центре метр гаражной площади сопоставим с ценой квадрата жилья.
Поэтому капитальные многоярусовые паркинги и подземные стоянки рассчитаны в основном на состоятельных людей, которым по карману заплатить 20-50 тысяч долларов за машино-место.
Для того же, чтобы придать гаражной программе массовый характер, сейчас предлагается сделать основной упор на возведении модульных типовых гаражей из легких конструкций на месте нынешних плоскостных стоянок (это открытые, как правило, охраняемые паркинги). Уже разработаны четыре варианта таких гаражей. Планируется делать их двухэтажными. Таким образом, столичные власти надеются реанимировать программу "Народный гараж", надежду на которую большинство москвичей уже похоронили ввиду ее несостоятельности.
"Я бы сказал, что программа "Народный гараж" становится в большей степени философией, - заметил Королевский. - Ее главным принципом является то, что эти гаражи строятся по инициативе не властей, а жителей. Цель же ее состоит в том, чтобы дать возможность москвичам приобрести место для хранения автомобиля по себестоимости. Именно они, жители, выступают инвесторами строительства гаражей. Общая площадь такого паркинга может быть до 5 тысяч квадратных метров".
Такой подход, обещают чиновники, минимум вдвое сократит бюрократические препоны и ускорит процесс от принятия решения до выхода на строительную площадку. По словам Королевского, правительство Москвы поддержало предложение стройкомплекса города о передаче префектурам права самим принимать решения о строительстве таких объектов.
Ранее же префектуры сами давали "добро" лишь на возведение гаражей площадью до 1500 квадратных метров, а проекты более масштабных паркингов передавались наверх, где и "зависали". Это новшество позволяет сразу задействовать ресурс в 7 тысяч плоскостных сооружений, занимающих площадь в 2800 гектаров городской земли. Первые десять адресов по строительству стартовых гаражей-стоянок на месте плоскостных сооружений уже отобраны. В частности, завершается строительство первого модульного гаража в ЮАО на ул. Севанская.
Предполагается, что стоимость одного машино-места в быстровозводимом двухэтажном паркинге будет в пределах 200 тысяч рублей, то есть фактически по себестоимости.
В 58 столичных управах до конца года должны быть разработаны и утверждены схемы гаражного строительства. Их специалистам предстоит внимательнейшим образом обследовать свои районы, посчитать, сколько машин паркуется в каждом дворе и около домов, сколько есть паркингов и каких, и потом выдать расчеты, где и какие можно построить стоянки, чтобы ни одна машина не стояла на дороге в Ясеневе, в районе станций метро "Полежаевская", "Водный стадион" и многих других.