Депутаты Госдумы хотят ужесточить Уголовный кодекс РФ (УК), дополнив ряд его статей, таких как мошенничество, грабеж, подделка документов, вынесение заведомо неправомерных решений, пунктом о рейдерстве. Соответствующий законопроект "О внесении дополнений в Уголовный кодекс РФ" уже внесен в Госдуму. По словам авторов законопроекта, он подготовлен с целью ужесточения наказания за получение криминального контроля над имуществом, имущественными и неимущественными правами, денежными средствами предприятий различных форм собственности.
Если закон будет принят, то уже с 1 июля 2008 года согласно законопроекту за мошенничество в аспекте рейдерства максимально можно будет получить 15 лет с конфискацией имущества, а за грабеж - 20 лет.
На сегодняшний день российское корпоративное и уголовное право пока не содержат определения, что такое рейдерство. Поэтому депутаты решили подкрепить соответствующей формулировкой некоторые статьи (УК), которыми активно пользуется криминальное рейдерство для получения результатов. В частности, речь идет о статье 63 УК, которая предусматривает перечень отягчающих обстоятельств. Ее дополнили новым подпунктом, который и описывает рейдерство как "совершение преступления связано с незаконным приобретением права владения, и (или) пользования, и (или) распоряжения активами (частью активов) юридического лица, либо связано с установлением контроля над юридическим лицом путем приобретения права владения, и (или) пользования, и (или) распоряжения долями участников юридического лица в уставном капитале юридического лица и/или голосующими акциями акционерного общества".
Помимо данной статьи изменения вносятся еще в 6 статей, среди которых 159 - мошенничество, 161 - грабеж, 165 - причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, 303 - фальсификация доказательств, 305 - вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта и 327 - подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. Все они дополнены пунктами, трактующими данные действия в аспекте рейдерства.
Новые поправки вызвали неоднозначную реакцию среди профессионального сообщества. Одни считают, что изменения в УК ничего не дадут, ситуацию могут поменять лишь поправки, внесенные правительством. Другие уверены, что в рамках уголовного судопроизводства возможностей для доказывания факта рейдерства значительно больше, чем в арбитражном суде.
Напомним, что в прошлом году в первом чтении депутаты приняли законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так называемый "антирейдерский пакет", который был разработан минэкономразвития.
Данный законопроект вносит поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК), Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в некоторые другие законодательные акты. Об усилении уголовной ответственности в нем речи не идет.
Правительственные поправки как раз вносят существенные изменения в АПК РФ, предлагая установить исключительную подсудность всех дел по спорам акционеров или участников, связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, включая дела по искам к держателям реестров (регистраторам) акционерных обществ арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица.
Несмотря на то что депутаты одобрили законопроект в первом чтении, он также вызвал массу споров. В частности Комитет Госдумы по собственности отмечает, что данный законопроект было бы целесообразно дополнить положениями, уточняющими правовое регулирование учетной системы рынка ценных бумаг - регистраторов и депозитариев, поскольку несовершенство учетной системы негативным образом отражается на гарантиях прав собственности на акции, а через это - на общей эффективности всего корпоративного законодательства. Депутатам комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам не нравится предложение рассматривать все иски по корпоративным спорам в арбитражных судах только по месту нахождения юрлица.
Есть свои замечания не только у депутатов, но и у Верховного суда и Высшего арбитражного суда. В частности Верховный суд считает, что предусмотренные проектом новации в части перераспределения судебной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами вызывают серьезные возражения. В рассматриваемом проекте федерального закона под предлогом совершенствования механизма разрешения корпоративных конфликтов фактически предпринята попытка произвести перераспределение подведомственности целого ряда споров, что противоречит Конституции РФ, в связи с чем является недопустимой.
В прошлом году разрешить все споры, связанные с законопроектом, депутатам так и не удалось. Планируется, что поправки будут рассмотрены на весенней сессии.