03.04.2008 02:30
Происшествия

В Брянске в сезон нереста рыбу теперь пытается спасти от браконьеров и милиция

Корреспондент "РГ" принял участие в задержании браконьеров
Текст:  Наталья Тищенко (Брянск)
Российская газета - Центральная Россия: №0 (4628)
Читать на сайте RG.RU

Теперь реки и озера помимо инспекторов природоохранных ведомств контролирует и милиция. Уходя в рейд, сотрудники не знают, с какой опасностью им придется встретиться. На пути могут оказаться и вооруженные браконьеры.

За первую неделю патрулирования с начала нереста рыбы  оперативники ОВД Брянского района задержали шестерых браконьеров и вытащили из воды километры браконьерских неводов. Участок работы у них огромный: Десна, Болва, Снежка, несчетное количество озер и прудов. Группа состоит всего из трех человек: командир отделения Павел Семченков, его подчиненные Олег Фокин и Геннадий Ананьев. Периодически с ними выезжают участковые инспекторы. 

- Сейчас ловить можно только на берегу с удочкой. - Прапорщик Олег Фокин рассматривает в бинокль молодую парочку на берегу. - Эти сюда просто отдыхать приехали. Один человек, одна удочка, один крючок.
Сегодня группа проверяет места, в которые добраться можно исключительно на лодке. Пятница - самое время рыбалки. Небо ясное, но еще прохладно. Мне выдали толстые безразмерные штаны защитного цвета, спасательный жилет и посадили в катер. На руль лодки накинут ремешок видеокамеры: оперативная съемка - прямое доказательство в суде.

- Оружие для того, чтобы браконьеров припугивать? - спрашиваю, глядя на автомат, перекинутый через плечо Геннадия Ананьева.

- Это для собственного спокойствия, - отвечает мне оперативник. - Стрелять еще ни разу не приходилось.

Мотор завелся, и мы пустились вниз по Десне. Ветер бьет в лицо.

- Пригнитесь, здесь пока ничего интересного не будет, - советует Павел Семченков. - А вот там, куда идем, сетей просто не может не быть.
Поворачиваем в старое русло реки. Сейчас его затопило, хотя Десна в этом году не такая полноводная, как обычно. Кое-где заметны фигуры "правильных" рыбаков с удочками. На высоком, почти отвесном берегу - две "другие" фигуры.

- Смотрят, в какую сторону мы поехали, - подмечает Олег Фокин.

- И следят, чтобы такие же браконьеры, как они, их сети не трогали, - добавляет старший группы.

Возле невысоких кустов моторка остановилась.

- Видите веревочки - мы кружимся у водяных зарослей - это от рыболовной сетки. Уже срезанные. Значит, здесь до нас областная инспекция прошла.

Между такими зарослями рыбаки обычно и устанавливают свои ловушки. Лодка начинает дальше вилять между кустов. Павел Семченков был прав: в этих поворотах нужно хорошо ориентироваться, чтобы не заблудиться.

Мы идем туда, где наверняка ночью уже побывали местные рыбаки. К озерцу, которое называют Колючее. Из-за торчащих над поверхностью воды веток и кустов оно действительно похоже на ежа.
- Здесь любимое место нереста леща, - отмечает наш капитан.

И сразу же наметанный глаз Олега Фокина замечает первую браконьерскую сеть. Как ему это удалось, не понятно - внешних признаков никаких. Но когда катер подошел к указанному месту, в прозрачной воде увидели сетку.

- Метров пятьдесят будет. Крупная, а рыбы нет. Наверное, утром проверили, - подмечает прапорщик.

Он садится на нос лодки и обрезает тонкую леску. В стороне замечаем еще несколько старых сетей.

- Это все китайцы виноваты, - занимаясь обрезкой, продолжает Олег Фокин. - Раньше сети сами плели, дорожили ими. Теперь 90 метров китайской дешевки рублей по двести везде купить можно, вот их и не берегут совсем.

"Вот и браконьеры!" Из-за поворота выплыла двухместная резиновая лодка. Последние двадцать минут мы шли на веслах, мотора слышно не было, поэтому скрыться наши "гости" не успели.

Нерест продлится до 6 июня. В это время ни одно транспортное средство не может выходить на воду. Даже за романтическую прогулку на лодке оштрафуют.
И эту маленькую резиновую лодку нужно было зарегистрировать. Естественно, никакого бортового номера на ней нет. Она медленно плывет в нашу сторону, прямо над рыбацкими сетями, проглядывающими из реки.

Пока идет нерест рыбы, оштрафуют даже за романтическую прогулку на лодке

- Неужели не боятся?

- Скорее всего, кто-то знакомый в органах есть, потому себя так спокойно и нагло ведут.

В лодочке седовласый мужчина лет пятидесяти и парень помоложе.

- Вы откуда?

- Местные, из Пятилетки, - отвечает старший.

- Почему на воде во время нереста?

- Какой нерест?! Лещ только в мае пойдет, так что никакого нереста нет! Мы не браконьеры.

- У остальной рыбы нереста нет? Просто катаетесь, значит. Прямо по сетям? - Вокруг в воде видны как минимум еще три ловушки. - Хотя бы удочку для вида взяли. Почему в лодке чешуя?

- Чью-то сеть вытащили и выбросили, оттуда и чешуя, а рыбы там не было, - после долгих раздумий неуверенно отвечает молодой лодочник.

Причаливаем к берегу. Будем оформлять протокол. Местные жители ведут себя очень уверенно: рыбы в лодке не было, сетей мы у них тоже не нашли. Они тут же потребовали удостоверения. Потом долго убеждали, что всю жизнь тут живут и что нереста сейчас никакого нет. Лодку мои спутники пригрозили отобрать, но пока одними угрозами и ограничились.

- Как сюда добрались?

- На велосипедах.

- Сейчас мы проверим вашу стоянку - и можете уезжать домой. Вдруг у вас взрывчатка или оружие.

К месту стоянки мы добрались первыми. В резиновой лодке уже активно с кем-то шли переговоры по мобильному телефону.

- Это как раз тот случай, о котором мы вам говорили, - наклоняется ко мне Павел Семченков. - У каждого в милиции кто-то кум-брат-сват. Такие постоянно заявляют, что у них "большие связи".

Одним из "велосипедов" оказался трактор. Тут уже накрыт и "стол": водка, хлеб, консервы.

- Надолго они сюда приехали, значит, и рыба где-то есть…

Рядом на берегу в полиэтиленовом пакете билась крупная щука.

Штраф за улов одной такой рыбки - 250 рублей, в период нереста взлетает до 750 рублей. За десяток рыбешек браконьеры платят немалую сумму.

- Это не моя! Это вы мне ее подбросили, - тут же заявил старший рыбак. - Мне сказали, что вы не имеете права составлять протокол.

- На все мы имеем право, - парировал Павел Семченков. - Что у вас в мешках в кузове трактора? Показывайте.

В мешках были рыболовные сети. Пять штук, по десять метров каждая.

- Так они же не мокрые.

- Мы их конфискуем. Приедете заплатите штраф и заберете.

- Да зачем они мне! - не без иронии сказал рыбак.

Он оправдывался тем, что поставить сети они еще не успели.

За нарушение правил рыбной ловли рыбакам теперь грозит административный штраф - от полутора тысяч рублей. Устанавливать конкретный размер будут уже не мои спутники. Если бы в лодке была рыба, ее бы пересчитали, установили объем ущерба, а потом утилизировали - происхождение рыбы не известно, вдруг она заражена.

Когда наш катер отходил от берега, нарушители пытались сказать свое последнее слово, но слушать их уже не стали.

Моторка пошла дальше. На глубине заметить сети уже сложно, поэтому в воду закинули маленький якорек на веревочке. На это нехитрое приспособление браконьерские сети ловились чаще, чем рыба у удачливого рыбака. Один за другим неводы вытаскивали из воды. Периодически леска наматывалась на винт лодочного мотора. Сложилось впечатление, что половина жителей Брянска установила на этом озере свои тенета. Браконьерских сетей было так много, что ставили их одна над одной. Установить, кто хозяин, уже невозможно.

Рыбешки, как в удавке, бились в тонкой леске, срывая чешую. Когда их вырезали из сетей, из них текла икра.

- Отпускать на волю бесполезно. Если бы они только что попались в сеть… а так им уже не выжить, - рассказывает Олег Фокин.

В подтверждение он выпустил плотву в воду. Рыба сделала несколько судорожных движений и выбросилась на берег. Мы повторили попытку - тот же результат.

На обратном пути нам встретился катер с надписью на борту : "Управление по охране животного мира". Коллеги по борьбе с браконьерами обменялись оперативной информацией. Инспектор   Игорь Пименов поделился с корреспондентом "РГ" своими впечатлениями от последних рейдов:

- Начиная с марта мы составили сорок протоколов на браконьеров и вытащили полторы сотни сетей. Иногда бывает опасно. Недавно возле Свенского монастыря наткнулись на группу из десятка рыбаков. На берегу сети, лодка и рыба. Кое-кто из них уже второй раз за неделю нам попался. Браконьеры были пьяные, схватили кто нож, кто топор и пошли на инспекторов. В итоге на восемь человек составили протоколы, остальным горе-рыболовам удалось убежать.

Компетентно

Ольга Солопова,
временно исполняющая обязанности начальника управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов:

- Чтобы стало понятно, почему на Десне и других реках установлены сотни или даже тысячи браконьерских сетей, назову одну лишь цифру: по всей области у нас сегодня только десять контролеров. Это на великое множество рек, речушек и озер. Да, закон предусматривает наказание для браконьеров, но даже по уголовным статьям, как показывает судебная практика, они получают условные меры наказания. На мой взгляд, меры ответственности нужно ужесточить. Кроме того, сегодня мешает и ведомственная разобщенность. С некоторых пор рыба делится на "федеральную" (лещ, карп и др.) и рыбу "субъектов" - плотва, щука. Все это лишь усложняет борьбу за подводный мир.

Охрана порядка Брянск Центральная Россия