Фирмы, специализирующиеся на прокате автомобилей, планируют в ближайшее время создать в Екатеринбурге свою ассоциацию. Инициаторы считают, что объединение поможет решить ряд проблем, существующий сегодня в этой сфере.
Столичные веянья
Рынок проката легковых автомобилей на Урале очень молод. Как говорят сами автопрокатчики, активный рост начался не более двух лет назад. Однако необходимость объединяться уже появилась, особенно это актуально для небольших компаний.
По словам специалиста комитета по бытовому обслуживанию населения администрации Екатеринбурга Анны Саламатовой, препятствий для развития этого вида услуг несколько. Так, далеко не все страховые компании идут на страхование транспорта, который сдается в аренду, а если и идут, то с существенными ограничениями и повышенными ставками. Новое объединение, возможно, возьмет это на себя: будет страховать автомобили нескольких компаний от своего лица и таким образом давать дополнительные гарантии, понижая страховые взносы.
Планируется, что ассоциация снимет и проблему техобслуживания машин небольших автопрокатных компаний - заключит договор с крупным автосервисом. Плюсом станет возможность предоставлять клиентам сервисного центра "железного коня" напрокат на время ремонта их собственной машины.
Еще одна из главных проблем, которую автопрокатчики хотят решить, объединив усилия, - создать базу данных недобросовестных клиентов: не вернувших машину вовремя, не оплативших ее аренду. Некоторые компании уже сейчас имеют такие "черные" списки и обмениваются ими с коллегами по бизнесу.
Кроме того, автопрокатчики хотят ввести в своей организации обязательную сертификацию. Уже получены образцы документов от ассоциации прокатных компаний Москвы, у которой есть даже свой кодекс чести.
Проблемы, вероятно, на любом рынке одинаковые - и на московском, и на уральском. Но до столичного размаха местным бизнесменам пока далеко. Как посчитали специалисты городской администрации, всего в Екатеринбурге присутствует около 60 компаний, которые так или иначе связаны с автопрокатом, при этом специализируется на этой деятельности всего 13 - 15 фирм. Остальные либо предоставляют прокат машины с водителем, либо обслуживают торжества и имеют в своем арсенале всего парутройку роскошных машин. Однако, говорят эксперты, этот рынок в ближайшие пару лет ждет активное развитие. В каких условиях предстоит существовать новым игрокам - еще вопрос, но сегодняшнее положение автопрокатчики характеризуют двумя словами: неизвестность и недоверие.
Балансировка интересов
- Если бы наши потенциальные клиенты были более информированы о том, что существует такая услуга, как прокат автомобилей, то на всех желающих машин в компаниях города точно бы не хватило, - считает Денис Малинов, специалист по рекламе и пиару крупной компании по прокату автомобилей.
Пока основные клиенты автопроката - гости города: иностранцы, москвичи, в общем, народ заезжий, здесь машины не имеющий, к тому же с услугой более или менее знакомый. Есть среди арендаторов и местные жители, у которых сломалась машина или ждущие своей очереди в автосалоне.
При этом свои интересы стараются соблюсти обе стороны. Доверять арендаторам свое недешевое имущество (а стоимость некоторых авто сопоставима с ценой жилья) прокатчики решаются, только максимально защитив себя от рисков. Снизить опасность некорректного поведения клиентов помогает почти стандартный пакет: два документа (паспорт и водительские права), договор аренды. При этом обязателен минимальный водительский стаж (как правило, не менее года). Для получения наиболее дорогих моделей машин часто требуется внести залог на время проката, иногда компании предоставляют престижные авто только с водителем.
- Это, скорее, вопрос не подстраховки компании, а комфорта клиента, - рассуждает Сергей Колясников, исполнительный директор компании по автопрокату. - Вряд ли гость из Москвы, который арендовал "Мерседес", сам сядет за руль. При этом как изменится тариф, зависит только от условий конкретной компании: гдето с водителем даже дешевле, а гдето наоборот - ведь предоставляется дополнительная услуга.
Но несмотря на такие приемы, какаято доля риска всегда остается. Компенсировать возможные убытки призвана еще и страховка: ДТП и угоны еще никуда из нашей жизни не исчезли, хотя последние, конечно, редкость.
Со стороны клиентов тоже есть определенные требования. Их, как правило, интересуют новые машины (не старше двух лет) и с не очень большим пробегом - независимо от ценовой категории. При этом сами цены в разных компаниях могут существенно отличаться, но в среднем по городу аренда отечественного автомобиля на сутки обойдется в 1000 рублей. Покататься на иномарке стоит, естественно, дороже - от 1300 (средний класс) до 5000 и выше рублей (машины представительского класса). Аренда эксклюзивных моделей исчисляется по часам и стоит намного дороже.
При этом спрос на модели и марки машин пока формируют сами прокатчики - покупают новинки автопрома и, конечно, оптимальные по цене и качеству автомобили.
Так сложилось, что на рынке аренды преобладают иномарки. Как пояснил Денис Малинов, среди клиентов становится все больше состоятельных людей, которые уже привыкли к комфорту иностранных машин. Тем не менее, продукты отечественного автопрома тоже находят своего арендатора. В городе есть несколько автопрокатчиков, которые специализируются на них. По словам Владимира Усольцева, директора компании по прокату автомобилей, в их автопарке три четверти отечественных машин, и фирма заняла свою нишу на этом рынке, нашла собственного клиента. Однако в скором времени и она собирается приобретать больше иномарок. Большинство компаний составляют свой парк таким образом, чтобы там были машины разного ценового уровня и разных производителей.
Предприниматели мечтают также сбалансировать собственные интересы с интересами туристических компаний, гостиниц - тех, кто непосредственно контактирует с гостями города. Но пока такие договоренности достигаются не очень часто: гостиницы предпочитают работать с определенным, однажды выбранным автопрокатчиком, а туристические компании возят туристов до аэропорта на своих машинах или нанимают такси.
Хотя подобное сотрудничество дало бы неплохой поток клиентов, считает Сергей Колясников, но, в принципе, возможно работать и без таких договоренностей - бизнес уже давно обрел самостоятельные очертания и имеет потенциал роста.
Дело на вырост
А расти местному рынку автоаренды есть куда.
- Года через дватри цены будут гораздо ниже, а уровень обслуживания - выше. Сейчас пока не все фирмы имеют большой парк и соответственно не могут предоставить большой выбор автомобилей, - подтверждает Денис Малинов. - Однако популярность проката растет, и уже появилось много новых компаний.
Согласно прогнозам Анны Саламатовой, можно ожидать прихода москвичей на привлекательный уральский рынок, особенно в связи с проведением саммита ШОС в Екатеринбурге в следующем году. Стоит ждать и иностранных "гостей": на Среднем Урале уже появился один зарубежный автопрокатчик, и это только начало. Ведь приход новых игроков пока ничем не ограничен - конкуренция не слишком плотная.
При этом практически все уже существующие автопрокатные компании намерены расширять свой парк, в основном за счет дорогих машин. По прогнозам, в течение этого года совокупный парк прокатных авто Екатеринбурга, состоящий примерно из тысячи единиц, увеличится на 20 процентов.
Кроме того, создание местной ассоциации автопрокатчиков, как рассчитывают ее инициаторы, окажет позитивное влияние на развитие рынка. Объединение может дать толчок появлению новых видов услуг, считает Сергей Колясников.
- Например, нескольким компаниям можно совместно иметь какиенибудь уникальные автомобили - использовать их для проката или предлагать для тестдрайва, - предлагает он. - Возможно, мы сможем организовывать собственные туристические маршруты на автомобилях совместно с другими компаниями, будем плотнее сотрудничать с автодилерами.
В любом случае, считают специалисты, среднеуральский рынок автопроката будет развиваться по московскому сценарию, что означает рост автопарка, специализацию компаний и увеличение их числа.