15.04.2008 01:57
Культура

Уникальный театральный коллектив Дальнего Востока под угрозой закрытия

Уникальный театральный коллектив Дальнего Востока под угрозой закрытия
Текст:  Нина Доронина Татьяна Чанова (Комсомольск-на-Амуре)
Российская газета - Дальний Восток: №0 (4638)
Читать на сайте RG.RU

Прекратить двадцатидвухлетнюю работу может к началу мая Комсомольский-на-Амуре театр КнАМ. Труппе нечем платить за коммунальные услуги. Сегодня вопрос о том, нужен ли театр мирового уровня дальневосточному промышленному городу, активно обсуждается на городском сайте.

В мировой прессе КнАМ называют "театром, блистательно работающим на отшибе цивилизации". Сейчас в его штате шесть человек. И всего 26 зрительских мест. Есть специальное световое, звуковое, видеопроекционное оборудование, оргтехника, интернет, системы противопожарной и охранной сигнализации. Так КнАМ зарегистрирован в реестре профессиональных театров России с 1987 года. В историю искусства России он вписан как первый частный театральный коллектив в СССР после 1926 года.

- Театр регулярно с успехом представляет свой город, регион и страну на самых престижных профессиональных фестивалях в Москве, Франции, Германии, Португалии, - сообщила корреспонденту "РГ" заместитель редактора одной из старейших хабаровских газет Александра Николашина. - Трудно даже вспомнить, сколько материалов посвятило КнАМу наше издание. Впрочем, о нем восторженно писали "Либерасьон" и "Фигаро", а Рокфеллер-фонд приглашал коллектив работать над дневниками Кафки в свою итальянскую резиденцию.

На первый в мире интернет-фестиваль "Театральная паутина" в 2003 году театр из Комсомольска-на-Амуре поехал в Москву в числе семи лучших коллективов России. В международный центр Реколлет для работы над новым спектаклем режиссер КнАМа Татьяна Фролова была приглашена мэрией Парижа, кстати, первой из россиянок.

В 2003 году театр КнАМ получил премию президента России. В январе 2008, выдержав серьезный конкурс среди коллективов всего мира, театр впервые представил Россию в Сингапуре, на крупномасштабном фестивале Азиатско-Тихоокеанского региона "M1 Singapore Fringe Festival".

А теперь КнАМу нечем платить за коммунальные услуги. Расходы на оплату сигнализации, света и тепла ежегодно обходятся театру в 300 тысяч рублей. Нужно отдать должное администрации города - помещение театру предоставляется на безвозмездной основе.

- Почему мы не можем сами заработать на содержание помещения? Потому что не ставим комедии, не допускаем пошлых шуток и стриптиза. Потому что КнАМ - театр трудный, психологический, интеллектуальный, - говорит режиссер театра Татьяна Фролова.

Допустим на минуту, что КнАМ закрыт, и в городе осталось два театра вместо трех (один из них - ТЮЗ). Какой-то процент комсомольчан станет безутешен - для них окончательно будет утрачена возможность быть в курсе современного театрального процесса. Ну, разумеется, некий процент, и он будет однозначно выше первого, ничего не заметит.

- Если КнАМа не станет - исчезнет не просто культурное учреждение, обилием которых Комсомольск-на-Амуре и так не отличается, - говорит предприниматель Диана Кирьянова. - Исчезнет место, где зритель учится сопереживать.

Спектакли самого титулованного театрального коллектива Дальнего Востока никогда не оставляют никого равнодушным - зрители либо восхищаются, либо клянут спектакль последними словами. Кто-то из московских критиков метко выразился: "В КнАМ надо идти для очеловечивания". Если город допустит исчезновение театра, значит, его интеллектуальный потенциал на исходе, говорят сторонники КнАМа. А у города элементарно нет денег.

- Вклад театра в культуру Комсомольска-на-Амуре бесспорен, это уникальное явление, и здесь позиция администрации города не расходится с позицией почитателей этого коллектива, - отметила начальник городского отдела культуры Юлия Мацко. - В настоящее время ситуация с выделением дополнительных средств на финансирование жизнедеятельности театра КнАМ рассматривается и просчитывается администрацией города.

Мнения горожан по этому поводу неоднозначны. Одним все равно, останется ли театр в городе или нет. Никогда не ходили и ходить в него точно не будут. Другие же отмечают его уникальность и испытывают за него гордость. К примеру, в прошлом году по центральному каналу прошел репортаж о 70-летнем юбилее города. И отмечались в нем тольок два момента - самолеты и уникальный театр КнАМ, который приглашают многие страны. Ни о чем больше не говорили.

Комментарий

Алексей Берелович, атташе по культуре посольства Франции:

- Во Франции проблемы сохранения культуры в условиях рынка решались постепенно, при помощи государства. При этом нашли способы, чтобы сохранить высокую культуру, которой трудно существовать в условиях рынка. Кто-то, может быть, и спросит - а надо ли? Можно ведь рассуждать и так: если нет средств для самофинансирования театра - то надо его закрывать. Но это опасная точка зрения. Мнение о том, что механизм рыночного регулирования разрешает все проблемы общества, является иллюзорным. Без активной, продуманной поддержки государства не могут развиваться такие необходимые для общества сферы творчества, как фундаментальные науки, образование, искусство.

Театр Хабаровский край Дальний Восток