Сегодня окружные службы благоустройства приступили к озеленению. Планируется вырубить три тысячи деревьев и кустарников. Взамен, как заверяют в мэрии, на улицах города появится втрое больше саженцев. Вот только поможет ли такая альтернатива сохранить воздушный экологический баланс - большой вопрос.
Каждый микрорайон согласно санитарным нормам должен иметь собственный сквер, пропорциональный по площади числу жителей. В идеале у нескольких жилых кварталов должен быть свой сад. Даже центру мегаполиса необходим парк. Город должен "дышать", а зеленые насаждения, как известно, не только очищают воздух, но и вырабатывают живительный кислород. Поэтому жителям населенных пунктов, имеющим ко всему прочему, пригородные лесопарковые зоны, а также клумбы и кустарники, высаженные вдоль автодорог, дышится легче.
Что мы имеем в Омске? На Левобережье застройщик микрорайона "Кристалл-2" намерен вырубить около тысячи берез. Здесь построят жилье. Наступают новостройки на лесной массив аграрного университета. Из-за бурного строительства площадь зеленых насаждений в центре города за последние годы уменьшилась в десятки раз. После расширения дорог лишились зеленых аллей улицы Красный путь и 10 лет Октября. Та же участь ждет в этом году улицу Орджоникидзе. Исчезли деревья вдоль улицы Кемеровской. Заметно поредели посадки в сквере на Соборной площади, напротив мэрии и драмтеатра. Под горячую руку человека с бензопилой попали не только старые деревья, но и редкие для наших краев липа и абрикос сибирский, состояние которых, по оценкам специалистов, вполне отвечало нормам. Украшать скверы они могли еще не один десяток лет. Столь же варварски в Омске подходят и к так называемой весенней санитарной рубке. Чтобы не возиться с ветвями, работники топора сносят всю крону, оставляя голые обрубки. Такая стрижка, по мнению специалистов, попросту губит зеленые насаждения, вдвое сокращая их век. Деревья, потерявшие ветки, беззащитны перед вредителями. Эффективно очищать воздух они также не способны. На протяжении лета их жизненные силы уходят лишь на собственное восстановление. А там - новая рубка…
Между тем, по данным ученых, одно дерево с полноценной кроной за год способно поглотить до семидесяти килограммов пыли и переработать объем выхлопных газов, который выделяет автомобиль за двадцать пять тысяч километров пробега. Кроме того, тополя, осины и березы имеют способность поглощать шум. Биологи утверждают, что на магистрали с деревьями вдоль тротуаров в пять раз тише, чем на том же Красном пути в его нынешнем виде. Нетрудно посчитать, какой ущерб понесет мегаполис, разом лишившись трех тысяч деревьев и кустарников (таков план нынешнего года).
Впрочем, городских благоустроителей этот факт не смущает, ведь, как обещают чиновники, взамен каждого срубленного дерева высаживают три. Однако превратятся они в полноценные деревья не завтра. А могут и вовсе засохнуть на корню.
- Сегодня на месте крупномерных тополей, кленов, берез появляются саженцы толщиной с палец. Чтобы обрести полноценную крону, им потребуется по меньшей мере лет тридцать, - сообщил "РГ" доктор биологических наук, заведующий кафедрой экологии и природопользования омского педуниверситета Аркадий Григорьев. - Да и три саженца взамен одного дерева город не спасут. Надо сажать в восемь-десять раз больше. Тогда есть вероятность, что хотя бы несколько из них примутся.
Проблема приживаемости посадок - одна из актуальных. Укореняются саженцы в мегаполисе крайне медленно и растут очень вяло.
- У города нет ни почвенной карты, ни специалистов в этой области, - говорит доцент кафедры экологии и биологии аграрного университета Яков Рейнгард. - Делая посадки, никто не проводит предварительных почвенных и геологических исследований. Никто не занимается мелиорацией и удобрением грунта. Садят много, а эффекта практически никакого.
Наберут ли саженцы силу, во многом зависит и от качества самого посадочного материала. С этим в Омске тоже большие проблемы. Прежде основным поставщиком для городских парков и скверов было предприятие "Декоративные культуры". Несколько лет назад оно перестало существовать. Теперь приходится брать саженцы из лесов, качество которых, по оценке специалистов, не выдерживает никакой критики.
- Любой садовод знает: чтобы вырастить жизнеспособное растение, в течение нескольких лет необходимо ухаживать за ним, формировать корневую систему и крону, - говорит Аркадий Григорьев. - В наших лесхозах саженцы столь пристального ухода лишены. Поэтому в городе приживаются единицы. Например, уже несколько раз высаживали ели возле поликлиники УВД, но все без толку. В общем, ежегодно город теряет гораздо больше зелени, чем приобретает. Тревожный симптом.
Между тем врачи уже сегодня говорят о настораживающей тенденции. Статистика заболеваний органов дыхания омичей ежегодно дает десятипроцентный прирост. Уже сегодня, по данным регионального минздрава, легочными недугами страдает каждый третий омич. Исследования ученых медакадемии свидетельствуют: у детей, появившихся на свет в третьем тысячелетии, уровень заболеваемости бронхиальной астмой вдвое выше, чем у их сверстников, рожденных десятилетие назад. Есть над чем задуматься…
Надежда Банкова, главный специалист технического отдела института Омскгражданпроект:
- Решить проблему озеленения можно, создав специальную структуру, объединяющую функции, которые сегодня осуществляются крайне разрозненно. Прежде в структуре мэрии существовал Горзеленстрой, который как раз и координировал усилия по созданию зеленой зоны города. В его ведении были вопросы семенного и посадочного фонда, контроль санитарной вырубки и поддержание экологического равновесия. Но самое главное - здесь работали опытные специалисты и эксперты. Сегодня такой организации в Омске нет, а обязанности по озеленению города переданы в округа. Отсюда неразбериха и возможная угроза экологии воздушной среды мегаполиса.