Только 10 процентов выпускников педагогического вуза Приамурья идут работать по специальности. При этом каждый пятый педагог уже достиг границы пенсионного возраста. Не получится ли так, что через 5 - 10 лет учить детей будет попросту некому?
Из года в год министерство образования и науки области на основании заявок формирует региональный заказ на подготовку специалистов, рассчитывая, что они решат кадровую проблему. В прошлом году из стен педагогического университета вышло около 700 квалифицированных педагогов, подготовленных по целевому заказу. Но лишь часть бюджетников согласилась идти в школы.
Кто поедет в деревню на полставки без предоставления жилья? К примеру, учителю русского и литературы предлагают дом с печным отоплением или место в квартире с подселением. А как прожить на 3 - 6 тысяч рублей в месяц. В большинстве районов области молодым специалистам производится выплата социального пособия (5 окладов). Но все это при условии, если у местной администрации найдутся деньги. А их, как правило, нет.
По словам начальника отдела общего образования министерства области Людмилы Гублиной, только за прошедший учебный год из школ ушло около 600 учителей. В нынешнем учебном году в образовательных учреждениях области не хватает 245 педагогов. Из них 208 - в сельских школах.
- Не так давно на школьном совете мы обсуждали кадровую проблему, - говорит учительница русского языка сельской школы Евгения Попова. - У нас средний возраст учителей - 46 - 48 лет. Молодые специалисты приходят, только долго на работе не задерживаются. Я по 11-му разряду получаю 6 тысяч рублей, после аттестации 8 тысяч будет. Это учитывая то, что у меня стаж и большая нагрузка.
В педагогическом университете распределением выпускников занимается заместитель первого проректора по дополнительному образованию Федор Вевдич. Он объяснил, почему педагоги не хотят идти в школу.
- Студентов мы набираем по госзаказу, а ко времени выпуска эти специалисты уже не требуются, - говорит проректор. - Связано это с укрупнением школ, с реформированием системы образования, да и с демографической ситуацией тоже.
Пытаются в области решать проблему нехватки специалистов с помощью модернизации школ, а попросту их закрытия.
- Изменение структуры образовательной сети в Амурской области происходит в течение четырех последних лет, - продолжает Людмила Гублина. - В результате на 50 процентов сократилось число начальных школ. В большинстве районов области малочисленные начальные школы стали структурными подразделениями основных и средних школ. Кроме того, наша область в этом году попала в перечень победителей конкурса КПМО (комплексный проект модернизации образования). Благодаря этому на развитие отрасли образования выделено субвенций на сумму 124,8 миллиона рублей.
Также привлекают специалистов и закрепляют молодых учителей посредством социальных льгот и гарантий, обеспечения жильем, переходом на новую систему оплаты труда (по численности учеников).
Почти год в условиях эксперимента по такому принципу работают 48 амурских школ. С 1 сентября 2009 года предполагается ввести эту систему во всех школах Приамурья. Но цифры пока говорят, что доход учителей в школах, попавших под эксперимент, увеличился в среднем на несколько тысяч рублей. Значит, эксперимент - не выход из кризиса…
Справка "РГ"
На 2008 - 09 учебный год в школы области требуется 245 учителей (в том числе: в сельской местности - 208 человек, в городе - 37 человек). Наибольшая нехватка учителей-предметников по иностранному языку (72 человека), физике и математике (53 человека), истории (25 человек), географии и биологии (25 человек), русскому языку и литературе (19 человек).