23.04.2008 04:44
Общество

Кто заплатит за депортацию нелегалов, пересекающих российско-украинскую границу

Кто заплатит за депортацию нелегалов, пересекающих российско-украинскую границу
Текст:  Александр Чернов (Брянск)
Российская газета - Центральная Россия: №0 (4645)
Читать на сайте RG.RU

На днях суд Советского района Брянска вынес решение об аресте молдавского гражданина Руслана Санду, выдворенного в Россию украинскими пограничниками. Сбежав от "трудового" рабства, он пытался пробраться домой через российскую территорию. Теперь о его содержании, как и о других мигрантах, вынуждено заботиться государство.

Полдень, в зале заседаний тишина. Конвоиры в ожидании припозднившегося судьи переговариваются шепотом. В глубине зала в клетке, держась за прутья, обреченно стоит хилый и сильно заросший мужчина неопределенного возраста. На вопрос корреспондента "РГ", как зовут, отвечает с улыбкой: "Отчество как у Сталина - Виссарионович, а так Руслан Санду, из Молдовы я". На носу у него глубокий шрам, пальцы скрюченные и плохо слушаются.

- Травматолог установил у него массу мелких переломов, - поясняет сопровождающий задержанного Сергей Прозоров, начальник отдела дознания регионального Пограничного управления ФСБ России. - Пришлось порядком с ним повозиться. Но сейчас он уже на поправку пошел.

- Да-да, спасибо Сергею Николаевичу, - отзывается Руслан Виссарионович, - отмыл меня, накормил, домой дал позвонить, а еще сигарет про запас купил. Широкой души человек.

Три долгих года молдаванин Санду провел в рабстве у влиятельных господ Дагестана и Калмыкии. Приехав на заработки в Москву, он познакомился с будущими работодателями, которые вместо Поволжья завезли его в Махачкалу и продали в рабство.

К сожалению, у нас до сих пор отсутствуют законодательные акты, которые позволяли бы депортировать домой нарушителей границы

- Семь или восемь месяцев я бесплатно, за одну еду, работал у разных хозяев - с пяти утра до 11 вечера, - неохотно вспоминает Руслан. - Потом сумел убежать, но меня вернули. И так восемь раз. Только девятый побег сложился: один омоновец, которому я втайне от хозяина-бандита устанавливал в доме двери, вывез ночью на своем джипе к безлюдной границе с Калмыкией. И примерно указал направление, куда идти.

Четверо суток Санду шел по степи без еды и воды, пока, как он сам утверждает, его не задержали три милиционера и снова - теперь якобы уже за полторы тысячи рублей - продали в "трудовое" рабство. Так еще год Руслан провел в кошаре какого-то бая - пас баранов. Наконец ему и оттуда удалось ускользнуть, но сил хватило только до трассы добраться. Там его подобрали гаишники. Помогли добраться до Волгограда, откуда он уже на перекладных несколько месяцев брел до столицы.

Чуть позже Санду рванул пешком до Калуги, а потом через Брянщину - до границы с Середина-Будским районом соседней Украины. Там-то мужчину и задержали украинские пограничники. За каждого пойманного нелегала, которому не удалось просочиться в Старый Свет, они получают от Евросоюза фиксированную плату-благодарность. Под эту гребенку "постригли" и задержанного Руслана: после отчета перед европейскими благодетелями его быстро депортировали назад в Россию.

Примерно через месяц Санду вынесут приговор. Скорее всего, как показывает практика, он получит минимальный либо условный тюремный срок. Однако потом, утверждает брянский юрист Михаил Лазников, защищающий нелегалов в суде, Руслан может повторить незавидную судьбу азиатских и африканских гастарбайтеров - многочисленных вьетнамцев, индийцев, сомалийцев, пакистанцев и прочих мигрантов в законе, которые используют Брянскую область как трамплин в Европу.

Общая прозрачность российско-украинской границы и раздутость административного штата пограничного ведомства на фоне нехватки в нем личного состава, непосредственно защищающего наши рубежи, дает зеленый свет другим группам нелегалов.

Только за прошлый год статистика их задержаний, приведенная руководителем пресс-службы регионального Пограничного управления ФСБ России Андреем Бакиным, такова: афганцы - 24 человека, иракцы - 12, палестинцы - 2, бангладешцы - 19... Всего 90 нелегалов из разных концов света. Плюс 11 иракцев пограничники задержали уже этой весной.

- К сожалению, у нас до сих пор отсутствуют законодательные акты, которые позволяли бы депортировать домой нарушителей границы, привлеченных за это в свое время к уголовной ответственности, - поясняет Михаил Лазников. - Получив справку об освобождении, они "зависают" на территории России без документов и денег. Что только способствует росту уровня преступности.

Прямая речь

Сергей Данилин, начальник пограничного управления ФСБ России по Брянской области:

- Потоки нелегалов, следующих на Запад через Брянщину, - это хорошо организованный криминальный бизнес. Причем деньги в нем крутятся немалые. Скажем, организатор переброски гастарбайтеров запрашивает с группы 10 тысяч долларов. Искоренить этот бизнес могут лишь слаженные действия милиции, пограничного ведомства и миграционной службы. На практике же с нелегалами борются только пограничники. Хотя максимум, что мы можем сделать, - задержать нелегалов на границе и наложить административный штраф в размере пяти МРОТ, или 500 рублей. А вот остальные заинтересованные ведомства, ссылаясь на отсутствие специальных помещений для временно задержанных лиц, должных мер по отношению к незаконным мигрантам не применяют. Ничего не изменилось и после большого совещания в областной администрации. Решался вопрос о строительстве специального, наподобие белгородского, центра для мигрантов, а также была создана совместная рабочая группа. Проблему помог бы решить опыт Финляндии: все приезжающие должны иметь на руках минимум 300 евро и депозит для покупки обратного авиабилета. Чтобы на депортацию не тратились бюджетные средства.

Владимир Емельянов, заместитель начальника управления федеральной миграционной службы России по Брянской области:

- Это не наша обязанность - следить, кто из незаконных мигрантов пересекает границу. Нам оставлен только контроль внутри области - проведение совместно с УВД профилактических мероприятий: в основном это проверки юридических лиц, использующих иностранную рабочую силу.

Миграция Брянск Центральная Россия