Вчера утром более тысячи пенсионеров заблокировали движение по проспекту Ленина. Транспортная блокада продолжалась до 18 часов.
Социальная пробка
Изначально предполагалось, что протестующие ограничатся пикетом у здания Заксобрания. Заявку на пикет подали представители нескольких политических партий. В половине девятого утра около тысячи человек собрались у регионального парламента. Хватило одного выкрика: "А давайте движение перекроем!", чтобы толпа двинулась на проспект Ленина - главную транспортную артерию областного центра.
Троллейбусы встали намертво. Сигнал о случившемся поступил в диспетчерскую "Челябгортранса" уже через несколько минут, водителям посоветовали срочно менять маршруты. Но поскольку через проспект Ленина проходит половина рейсов, то движение транспорта в центре городе оказалось парализованным. Автомобилисты искали объездные пути, на всех трассах возникли гигантские пробки. Десятки тысяч челябинцев опоздали на работу. К площади Революции стали подтягивать силы милиции.
Протестующие развернули плакаты: "Дайте нам самим выбирать - льготы или деньги", "Меняем ветеранские удостоверения на депутатские!". "Верните льготы!" - скандировали пенсионеры прямо с проезжей части под окнами Заксобрания.
- В Челябинске такие расстояния, что приходится делать пересадки, а на 200 рублей много не поездишь, - говорит пенсионерка, ветеран труда Людмила Довженко. - Я согласна на монетизацию, но только компенсация должна быть равной стоимости проездного билета на все виды транспорта.
Монетизация в трех чтениях
Руководство области тем временем участвовало в самом напряженном за последние годы заседании. Пришли даже работники аппарата администрации Челябинска. Главный вопрос дня спрятали в середину повестки. Законопроект внесен на рассмотрение Заксобрания губернатором Челябинской области Петром Суминым. Заместитель главы региона, курирующий социальную сферу, Роман Панов доложил депутатам, что под действие закона попадают 582 тысячи южноуральцев. И две трети из них не регулярно пользуются общественным транспортом.
По проекту закона монетизация стартует 1 июня. Примерно с 10 мая и до начала лета все льготники получат по 200 рублей на банковский счет или по почте. Затем деньги станут платить заранее и сразу за квартал, то есть всего 600 рублей.
Первоначально депутаты собирались принять законопроект лишь в первом чтении, однако уже во время рассмотрения было предложено утвердить документ окончательно - сразу в трех чтениях. Некоторые депутаты высказывались категорически против.
- Я - за то, чтобы льготы монетизировать, но у людей должен быть выбор, - считает Вадим Воробей.
- Конституция и международная конвенция по правам человека запрещают принимать законы, которые ухудшают существующее положение людей, - отметил Александр Соболев. - Поэтому закон в таком виде принимать нельзя.
- У нашей области многомиллиардные дополнительные доходы, есть остатки с прошлого года - не успеваем потратить, поэтому мы можем сохранить людям бесплатный проезд, - уверял коллег Владимир Горбачев. - Нам предлагают поставить на одну чашу весов уважение, которое заслужили люди, а на другую - деньги, которые мы можем им выделить.
- Мы действуем в интересах 65 процентов льготников, - вступился за областные власти Сергей Евстигнеев. - У нас в Магнитогорске городские власти провели эксперимент - выдавали льготникам транспортные карты с 200 рублями на счете. 95 процентов льготников уложились в эту сумму. А оставшимся муниципалитеты должны оказать адресную материальную помощь, вот и все.
- Опять все сваливают на муниципальные образования, которые должны доплачивать тем, кому 200 рублей не хватит на проезд, - возмущался Валентин Романов. - Все города приняли бюджеты. Откуда у них лишние деньги?
В 11 часов среди пикетчиков разнеслась весть: "Закон приняли!" В полдень в здание Заксобрания пригласили представителей пикетчиков, чтобы власти могли объяснить свою позицию. Вице-губернатор Челябинской области Роман Панов уточнил, что теперь льготники могут ездить и на маршрутных такси, а тем, кто нуждается в междугородных поездках, по заявлению в органы социальной защиты окажут материальную помощь. Это же касается и пригородного транспорта.
Но эти моменты в законе не прописаны, и на разработку механизма их реализации необходимо время. К тому же не факт, что все муниципалитеты согласятся доплачивать льготникам, чтобы те смогли купить проездные билеты. Решено в мае провести разъяснительную кампанию, которая, по мнению областных властей, должна снять социальную напряженность.
Между тем первую половину дня представители областных властей и муниципалитета обменивались резкими заявлениями, обвиняя друг друга в сложившейся ситуации. Лишь к обеду мэрия Челябинска распространила заявление. Проездные билеты на все виды общественного транспорта для льготников будут стоить 200 рублей - столько выдадут людям в качестве компенсации. Такая мера, по мнению главы города, снимет социальное напряжение. Если бы это решение было принято неделю назад, когда резонансный закон активно обсуждался, бунта пенсионеров удалось бы избежать и никакого транспортного коллапса в Челябинске не возникло бы.
Андрей Косилов, первый вице-губернатор Челябинской области:
- Мы обсуждали монетизацию с ветеранами, Общественной палатой, депутатами. Все - за. 70 процентов сельских льготников и 60 - городских не пользуются правом бесплатного проезда. Их положение никак не ухудшится. А насчет тех, кому денег не хватит, - поработаем с муниципалитетами, проведем собеседование с каждым главой, они доплатят. Например, челябинским властям мы напомним, что бюджет города - всего восемь миллиардов рублей, а область дополнительно выделила им 5,5 миллиарда - почти столько же.
Александр Журавлев, председатель комитета по социальной политике ЗСО:
- Только четыре субъекта России до сих пор оставляют льготы в натуральном виде. В этом вопросе мы все же поторопились, заявив о монетизации. Нужно было сначала провести разъяснительную работу. На заседании комитета руководитель независимых профсоюзов разобрался в вопросе и заявил, что, если бы людям все объяснили, никто не был бы против монетизации.
Важно, что теперь муниципальный общественный транспорт будет бороться за льготников с частниками. Раньше они без усилий получали компенсацию из областного бюджета, а сейчас придется повышать качество обслуживания, иначе денег не получить.
Тем временем
В Златоусте с 1 мая отменяется плата за проезд в городском общественном транспорте для пенсионеров, не имеющих федеральных и региональных льгот, а также для школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений. Для этого по решению депутатов из бюджета города выделено 40 миллионов рублей. Транспортная льгота затрагивает интересы порядка 37 тысяч человек: 10 тысяч пенсионеров и около 27 тысяч учащихся и студентов.