28.04.2008 03:10
Общество

Почти пятая часть пожаров в Москве происходит по вине крыс

Бездомные животные проявляют чудеса выживания в мегаполисе
Текст:  Екатерина Севрюкова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4649)
Читать на сайте RG.RU

Недавно вся Москва с интересом следила за приключениями самки пятнистого оленя. Сначала ее заметили на обочине МКАД в окружении бродячих псов, затем - на газоне Варшавского шоссе, куда она прилегла отдохнуть. Операция по спасению животного продолжалась несколько дней. Беглянку в итоге настигли и отправили в питомник на реабилитацию - она была сильна покусана собаками.

"Когда окружная дорога не была перегорожена бетонным бордюром, животные легко перемещались по миграционным путям и по городу, - рассказал корреспонденту "РГ" специалист по реабилитации диких животных Экологического воспроизводственного реабилитационного комплекса "Ромашка" Алексей Мурашов. - Например, из Лосиного острова частенько захаживали копытные, их замечали по три-пять раз в месяц. Сейчас это большая редкость".

Дороги для хвостатых и рогатых - зона повышенной опасности. Тысячи животных ежегодно гибнут под колесами автомобилей. Трассы разделяют территорию их обитания на маленькие замкнутые островки, что препятствует свободной миграции и размножению животных. В таких условиях умудряются выжить сильнейшие - собаки, кошки, вороны и крысы. Именно они, по словам этолога Андрея Неуронова (одного из авторов книги "Животные в Москве"), который уже на протяжении 20 лет изучает поведение животных, заняли место диких животных в большом городе.

Кто в доме хозяин?

Сейчас в столице насчитывается 25-30 тысяч бездомных собак. Они давно стали полноправными жителями мегаполиса и чувствуют себя здесь как дома. В метро, например, обитают "метропсы" (истории о них можно почитать на сайте www.metrodog.ru). Эти барбосы проявляют такие чудеса приспособленности, что ими интересуются даже западные ученые.

Передвигаться на транспорте - в автобусах и троллейбусах четвероногие начали еще в конце восьмидесятых, как только оттуда исчезли контролеры. Их любимые маршруты с тех времен - от Таганки до мясокомбината на Волгоградке и по Кутузовскому до Киевского рынка. Позже они спустились в теплое метро. Сначала, правда, не обходилось без несчастных случаев - неумехи застревали в эскалаторах. Но со временем они освоили и движущиеся лестницы.

"Метропсы"отлично изучили график горожан. В часы пик они прячутся от толпы в переходах или забираются в щели. А вот на прогулку отправляются ранехонько утром, как только открывается метро, или днем, когда народу поменьше. Некоторые, особо одаренные, выходят на "заработки", начинают попрошайничать прямо как люди: заходят в вагон, ложатся на пол - и ну скулить, выпрашивая еду.

Кстати, барбосы не просто катаются в вагонах, а едут, как и положено, строго по нужному адресу. И когда объявляется "их" станция, деловито направляются к выходу. "У таких гастролеров хорошая топографическая память, благодаря которой они могут даже ездить в общественном транспорте, безошибочно определяя свою остановку, - объясняет Андрей Неуронов. - Скорее всего они реагируют на звуки, точнее, на определенное сочетание слов, как домашние псы на кличку или знакомые команды, а также на запахи и визуальные раздражители". Таких "путешественников" в столичной подземке немного - около 500 постоянных жителей, но они успевают сохранить свой генофонд в последующих поколениях. Прекрасно ориентируются собаки и на земле, автомобильных трассах. Посмотрят налево, потом направо, и только тогда переходят дорогу. "Из таких собак получились бы прекрасные поводыри для людей с ограниченными физическими возможностями", - уверен Неуронов.

Дворняги более интеллектуальны и потому менее агрессивны. Агрессию хвостатые начинают проявлять, например, в сообществе с бомжами, на стройках и гаражах, если их науськивает человек, которого пес начинает считать хозяином.

Кошка,

которая не гуляет сама по себе

Для бродячих кошек, которых насчитывается примерно от 20 до 100 тысяч, жизнь в столице далеко не сахарная. Известные индивидуалистки, они, чтобы выжить, объединяются в группы и вместе участвуют в охоте на птенцов и мелких грызунов."В дикой природе это характерно только для крупных кошачьих, - объясняет заведующий научно-проектным отделением по сохранению и развитию природного комплекса Института Генплана Москвы Александр Минин. - В столице же кошки выходят иногда и на совместную охоту... с собаками".

Интересная деталь, которую заметили этологи: кошки из центра города более доверчивы, чем с окраин столицы. Объясняется это прежде всего тем, что в центре меньше помоек, практически не осталось открытых подвалов. Поэтому те "cчастливчики", которые смогли там все-таки "прописаться", более терпимы к сородичам - не прогоняют их со своей территории, не трогают чужих котят.

В последнее время хвостатые явно лучше стали манипулировать лапками. Могут легко справиться со сложным механизмом дверных ручек и даже открыть воду в кране. Известен случай, когда кот, своровав кусок мяса из кастрюли, закрывал за собой крышку, чтобы замести следы преступления.

Умники и умницы

Крыс этологи называют московскими "интеллектуалами". "Они являются чемпионами среди животных по прохождению лабиринтов", - рассказал Андрей Неуронов. "Правда, - добавил он, - эта способность скорее всего закреплена в них генетически, так как они живут в подвалах, которые по сути и являются лабиринтами". В основном грызуны занимают подземную Москву, а летом часть крысиных семейств перебирается в загородные поместья - на природу, оккупируя берега рек, болота, пустоши и свалки.

Элита крысиной стаи - самые сильные и генетически здоровые особи. Они живут, как и положено им по статусу, в центре города. Периферия остается для "слабаков", первыми испытывающими на себе действие новых ядов. Их гибель спасает "сливки общества". В крысиной популяции каждый делает то, что у него лучше получается. Крысы-разведчики лучше добывают пропитание, крысы-бойцы защищают территорию. Самки относятся друг к другу вполне лояльно. Исключения составляют разве что беременные и кормящие, которые могут позволить себе агрессивное поведение по отношению к другим.

Как и дворняги, московские крысы охотно пользуются различными лифтами и поездами. Пищу добывают очень грамотно. Например, чтобы попить кефира, крыса не станет опрокидывать на стол бутылку, а опустит туда хвост, который потом оближет.

Случается, что крысы кусают человека: в городе ежегодно регистрируется 150-200 таких случаев. Почти пятая часть пожаров вызвана замыканиями в электропроводке, случившимися по их вине. Но точное число грызунов неизвестно. Это наиболее скрытый от человека синантропный вид, поэтому на детальные исследования требуются большие деньги, которые власти пока не считают нужным выделять.

Экология ЦФО