29.04.2008 05:30
Экономика

Отмена "заморозки" цен не повлияет на развитие молочного рынка

Рынок молока: все больше денег, все меньше продукта
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская Бизнес-газета - : №0 (651)
Читать на сайте RG.RU

1 мая, как ожидается, прекратит действие мораторий цен на социально значимые товары. Судя по последним событиям, мы не можем быть уверены, что это случится именно 1 мая, однако официально эту судьбоносную дату никто не отменял. Опыт, накопленный участниками рынка, живших внутри "заморозки", заставил нас собрать "круглый стол" и поговорить об этом.

Поговорить есть о чем. Была ли заморозка - не на уровне деклараций, а на самом деле? Мы не знаем. Был некий политический ход, предпринятый представителями органов власти, последствия которого население России ощутило очень опосредованно, зато производители - сполна. Было грубое, очень грубое, даже не на уровне хирургии, а на уровне костоправства, вмешательство в экономику.

В итоге выясняется, что цены на товары не понизились. Торговцы нашли способы обойти им же подписанное соглашение, и их можно понять: исполнять его значило смерть. Обязательства по соглашению они спустили вниз, к переработчикам. А переработчики вынуждены были диктовать теперь уже производителям новые условия, исходя из новых реалий, и те вынуждены были подчиняться. Производители, последние в этой цепочке, оказались самыми уязвимыми.

Характерный штрих. Редакция "Российской бизнес-газеты" в течение месяца приглашала представителей минсельхоза и мин экономразвития, то есть ведомств, которые курировали процесс, прийти к нам в гости и "отчитаться" о результатах. Надо отдать должное минсельхозу - он отказался с ходу. Нечем хвастать? Минэкономразвития тянул до последнего и тоже не рискнул. Что навевает грустные мысли. Решения, принимаемые регулятором, не согласуются с бизнесом, причем регулятор не считает должным обсуждать эти решения - даже постфактум - с общественностью.

Но эта схема работает до поры. У рынка есть своя логика. Какова она - видно из того, что наговорили наши гости. Мне хотелось бы обратить внимание на без преувеличения программную статью исполнительного директора Молочного союза России Владимира Лабинова и на свежайшее исследование розничного рынка, впервые презентованное мировым лидером маркетологии компанией Nielsen. Нельзя сбросить со счетов честную позицию представителя ФАС, а также откровенный разговор с заместителем министра сельского хозяйства Нижегородской области Владимиром Макарычевым, который "присутствовал" в редакции с помощью Интернета - по видеомосту.

Выводы делайте сами.

комментарии

Статистика или приписки?

Эксперты о причинах роста цен на продовольствие

Ирина Епифанова,

зам. начальника управления ФАС:

- Со стороны производителей поступают жалобы на снижение закупочных цен на сырое молоко, причем этот процесс не сопровождается адекватным снижением отпускных цен у переработчиков. Получается, что когда растет отпускная цена, тем самым объясняется и рост цен на молоко. А когда она снижается, то адекватного снижения цен не происходит. Может быть, это какая-то инерционность, но мы надеемся, что рынок все-таки войдет в норму, потому что эти перекосы влияют на спрос со стороны потребителей.

В ходе прошлогодних расследований, ФАС не возбуждал никаких дел. Исключение - "Юнимилк". Но там ситуация касалась не роста цен, а соглашений компании с дистрибьюторами. Мы пришли к выводу, что рост цен напрямую не был связан с нарушениями антимонопольного законодательства со стороны переработчиков, а произошел в цепочке торговли. К сожалению, торговля не подлежит антимонопольному регулированию.

Несколько слов об излишних административных нагрузках на рынок. Мы уже несколько дел возбудили в отношении Россельхознадзора. Роспотребнадзор - это вообще отдельная история. Скажем, по Россельхознадзору была жалоба, что, когда куриное яйцо везут из Удмуртии в Нижегородскую область, в каждой области требовали ветеринарный сертификат. Это поднимало цену на треть. К сожалению, суды разных инстанций принимают разные решения.

Владимир Макарычев,

заместитель министра сельского хозяйства Нижегородской области:

- То, что сказал г-н Лабинов, соответствует истине. Нижегородская область входит в те негативные регионы, в которых отношение производства в июне и в ноябре составляет где-то не меньше полутора. Цены у нас по сырому молоку за 2 месяца упали с 13 до 8 рублей, сейчас они составляют 8,4-11,2 рубля за килограмм. Больше всего нас поддерживают крупные компании, которые помогают держать цену в приемлемом коридоре, что позволяет спасти 60 хозяйств, которые взяли кредиты в рамках национального проекта "Развитие АПК". Но если и дальше будет опускаться цена на сырое молоко, например, до 7-6 рублей, то появляеться очень серьезное опасение возникновению кризиса.

Да, в рамках нацпроекта налицо увеличение продуктивности, валового производства, но при общем уменьшении количества коров. К сожалению, этот спад мы сдержать не смогли.

В рамках нацпроекта было представлено 37 заявок на дешевые кредиты на этот год, но пока кредитные ресурсы получили только 6 предприятий. Причина - недостаток инвестиционных средств в банках. Окупаемость проектов ценой выше 120 тысяч рублей за скотоместо под большим вопросом.

Владимир Чеверов,

группа компании "Доминан", руководитель молочного департамента:

- Продукты, производство которых более всего упало - те самые, что попали под список заморозки цен. Производить их нерентабельно и даже убыточно.

Да, после отмены "заморозки" ничего на рынке не произойдет. Но - теперь о грустном. Обзор ожидаемых цен на май. Польша: закупочные цены на молоко - 0,29-0,31 цента за кило, Бавария - 0,33- 0,35, Ирландия - 0,25-0,28. Прогноз на декабрь: Польша - 0,29-0,31, на март-июнь 2009 года - то же. То есть Европа, увеличив на 2 процента квоту, "успокоилась": и во Франции, где молоко дорожало на 40 процентов, его достаточно, а на последнем заседании Еврокомиссии поднят вопрос о возвращении экспортных субсидий.

В России при таких условиях экономика хозяйств будет минусовая. Коров будут вырезать, причем очень активно. Никто новые хозяйства строить не будет. Мы получим довольно значительное снижение поголовья разорившихся мелких переработчиков.

Василий Ходов,

заместитель генерального директора компании "Русское молоко":

- Год назад, когда начали расти цены на молоко, кто-то из журналистов меня спрашивал: а кто от этого выиграет? Производитель? Конечно, нет. Но как они радовались этому! Выигрывали они месяц-два. Успели долги закрыть, не более того. Проиграли все в результате.

Владимир Холин,

директор по развитию ТК "Лесная сказка":

- Летом мы ожидаем возврат к тем показателям, которые были у нас в прошлом году. Наши цены не изменятся. В декабре мы брали сухое молоко по 132-135 рублей, сегодня - по 96-100 рублей, а есть цены и по 88. Мы покупаем качественное молоко, если этого не учитывать, можно взять и за 85.

Виктор Акуленин,

генеральный директор Русбелагро:

- Мы проехали несколько районов, в которых якобы возросло производство молока. Где это молоко? Нет. А как же оно возросло? Причуды статистики: берем количество хозяйств, умножаем на среднюю продуктивность одной коровы, и цифра готова! Я не берусь говорить, что статистика неправильная. Но у меня есть подозрения, потому что там, где мы видели ситуацию сами, физически молока нет. Эта серьезнейшая ситуация, с которой нужно разбираться.

А что с теми, кто работает? Мы за газ задолжали 70 тысяч рублей при наличии сырья на миллион. Газ отключили. Причина - мы кое-что не поделили с мэрией. Чиновники что хотят, то и делают. Собирают совещание и требуют снизить цену до такого-то уровня. И неважно, что мы - частное хозяйство, не подчинимся - будет с тем же газом еще хуже.

Павел Исаев,

директор по корпоративным коммуникациям "Юнимилк":

- Есть очень большой соблазн включить регуляторный механизм на уровне конечных цен и регулировать именно потребительское звено. Закон о торговле как раз говорит о том, что должно быть регулирование торговых надбавок. Но я бы к этому подходил очень и очень осторожно. Потому что существует такая вещь, как цена транзакции. Скажем, хлеб - объемный и дешевый товар. Мы готовы к тому, что его на прилавках не будет вообще? Регуляторная функция сводится к балансу потребления и предложения. Причем эти тенденции проще отслеживаются, они менее дорогие по транзакциям. Составление списка социальных продуктов, разных от региона к региону - и у нас, и в других компаниях значили две недели аврала. Смысл? Все можно делать проще.

Михаил Мищенко,

главный редактор агентства DairyNews:

- Сегодня рынку нужны не популистские решения, вытекающие в ценовую диктатуру, а меры, направленные в первую очередь на стимулирование потребления и сбыта молочной продукции. Я считаю, что для решения этой проблемы можно объединить усилия государства и частного бизнеса. Кроме того, в рамках проекта "Развития АПК" хотелось бы, чтобы государство содействовало российским молочным производителям в обновлении молочного оборудования и обучении профессиональных кадров. Молочным производителям необходимо объединиться для лоббирования своих интересов. Почему бы не сделать это на базе Молочного союза России, который имеет и ресурсы, и соответствующий опыт?

Товары и цены