Шумный резонанс вызвало накануне сообщение в различных СМИ о том, что автомобили с правым рулем в России запретят.
Якобы этот запрет планируют прописать в специальном федеральном законе о сертификации автомобилей, концепция которого уже разработана. Авторство приписывали рабочей группе во главе с сенатором Владимиром Федоровым - бывшим начальником Госавтоинспекции. Мы созвонились с Владимиром Федоровым. И оказалось, что никто правый руль отменять не собирается. А закона о сертификации автомобилей не существует даже в проекте.
- Как вы себе это представляете? - спросил сенатор. - В стране такое количество автомобилей с правым рулем, что запретить их эксплуатацию просто невозможно. Да, я против использования таких автомобилей на территории России. Ведь у нас установлено правостороннее движение, значит, все машины должны ему соответствовать. Но так сложились экономические условия, что в нашей стране на востоке выгоднее использовать автомобили с правым рулем. И с этой проблемой надо бороться, но не административными мерами, а только экономическими.
По словам Федорова, сегодня подготовлена концепция безопасности дорожного движения. В ней прописано, что в России правостороннее движение. Но из этого не следует, что правый руль запретят. Тем не менее эту проблему рано или поздно решать придется.
- Посмотрите, сколько машин с правым рулем зарегистрировано на территории России, - говорит Федоров. - Весь Дальний Восток, вся Сибирь ездит на таких автомобилях. Почему? Да потому что не решен вопрос об обеспечении транспортом на этой территории. Государство должно содействовать поставкам автомобилей на восток.
А что у нас получается? Где "Тойота" завод строит? В деревне Шушары Ленинградской области. Самый восточный автомобильный завод, который производит машины среднего класса, расположен на Волге. А дальше? Ведь даже по экономическим меркам дешевле купить машину в соседних странах и растаможить ее, чем привезти из Центральной России. Возможно, требуется внимательнее присмотреться к рынкам той же Южной Кореи. Пора строить сборочные предприятия на Дальнем Востоке. В Хабаровском и Приморском крае сколько у нас машиностроительных мощностей было? Я не великий экономист, но есть такое понятие - распределение отраслей. У нас не отдельные регионы, а полстраны осталось без автомобильного производства.
Сейчас, сказал сенатор, на повестке дня - подготовка нового закона о дорожном движении. По этому поводу высказываются разные точки зрения. Одни считают, что все вопросы безопасности на дороге следует прописать в одном всеобъемлющем документе, другие предлагают использовать европейский опыт. В Германии, например, несколько законов регулируют безопасность дорожного движения.
- В этом случае одним из первых нужно делать закон не о допуске транспортных средств к эксплуатации, а о допуске граждан к управлению транспортными средствами, - утверждает сенатор Федоров. - Сегодня информация о психических больных, о больных алкоголизмом или наркоманией закрытая. Это выясняется уже в ходе оперативно-следственных мероприятий, после того как данный гражданин совершит наезд на человека. А почему не решать эту проблему цивилизованным путем? Пришел человек лечиться - от алкоголизма, от наркомании, с психиатрическим заболеванием, сдай права, до тех пор, пока медики не скажут, что ты можешь управлять транспортным средством.
Все это пока на уровне идеи. Для разработки конкретных законов потребуется как минимум год-полтора.