Вчера в России поменялся глава государства. Церемония передачи власти много времени не заняла - каких-то сорок минут, и Дмитрий Медведев стал Президентом России. Ядерный чемоданчик, штандарт и борт номер 1 на ближайшие четыре года перешли в его руки. Не считая ответственности за все решения, которые будут приниматься в это время.
Россия, несмотря на тысячелетнюю историю, - государство молодое. Традиции за неполных двадцать лет существования "новой страны" еще только формируются. И церемония инаугурации Президента, которая вчера прошла в Большом Кремлевском дворце, видимо, должна стать одной из них. По крайней мере, последние три подобных церемонии - две путинские и одна медведевская - проводились примерно по одному и тому же сценарию.
Впрочем, в таком деле корректировки всегда неизбежны. Что-то уходит, что-то добавляется, разрабатываются новые телевизионные "спецэффекты". Но в первую очередь меняются лица. На сей раз из числа тех, кто стоит "в президиуме", исчез председатель Центризбиркома. Раньше, помимо руководителей двух палат Федерального Собрания и главы Конституционного суда, почти плечом к плечу стоящим с новым Президентом, присутствовал и тот, кто, собственно, отвечал за проведение выборов. Глава ЦИК во время инаугурации вручал удостоверение Президенту. Теперь эта процедура проводится за рамками церемонии вступления в должность главы государства.
И в 1996 году, и в 2000-м, и в 2004-м проблема - исключительно церемониальная - была в том, что победителю выборов власть никто не передавал. В 2000 году Борис Ельцин уже не был Президентом, оставив свой пост досрочно. И Владимир Путин, до этого и так выполнявший президентские функции, в результате успешно проведенной предвыборной кампании, просто лишился приставки "и. о.". А двенадцать лет назад Борис Ельцин, как и Владимир Путин в 2004-м, становился Президентом во второй раз. И хотя второй срок у каждого из президентов по деяниям и стилистике все-таки серьезно отличался от первого, как-то странно было бы напутствовать самого себя на четыре года вперед.
Зато вчера такое напутствие было уместно. Можно сказать, что впервые бывший Президент передал власть новому "без экстрима" - без революций, государственных преобразований, досрочных отставок. Просто уступил свое место следующему главе государства, попросив поддержать нового Президента. Речь Путина хоть и была коротка, но содержала и легкую попытку подвести итоги собственного президентства, и призыв к дальнейшей совместной работе, и пожелание сохранения преемственности курса, и демонстрацию этой самой преемственности, отсылающую к просьбе покидавшего в свое время Кремль Бориса Ельцина беречь Россию.
Вообще присутствие бывшего главы государства на церемонии инаугурации скорее всего является фактором дополнительной поддержки нового Президента. Конечно, если речь идет о той ситуации, которая сложилась в России на сегодняшний день. Дмитрий Медведев и Владимир Путин в принципе обладают похожими взглядами на дальнейшее развитие страны, долго работали вместе и собираются и дальше это делать: Медведев уже представил в Думу кандидатуру Путина на пост премьера. Но даже если бы на выборах вдруг победил кандидат от оппозиции, с точки зрения формирования не только церемониальных традиций, но и возможности вести цивилизованный диалог элит, присутствие прежнего главы государства было бы нелишним. Вчера же оно выполняло и еще одну "функцию".
В ходе инаугурации не возникало чудовищного ощущения одиночества того, кто идет по трем кремлевским залам, чтобы принести клятву России. В отличие от церемонии инаугурации 2000 и 2004 года "выпуска".
Президент - он тоже живой человек. Нельзя не волноваться, взваливая на себя груз ответственности за страну на четыре года вперед. И Дмитрий Медведев волновался. Но как только перед ним распахнулись двери Георгиевского зала Кремля, с которого и начинается путь главы государства - через три зала к клятве на Конституции, - волнение прошло.
Преодоление - это тоже первый шаг Президента. И если не пережить, то хотя бы представить всю гамму эмоций собравшимся дали возможность телевизионщики. Камеры то снимали самого Дмитрия Медведева, то "шли" вместе с ним, позволяя увидеть зал глазами будущего Президента.
Архитектура инаугурационной речи Медведева была выдержана строго.
Все то, что говорил и обещал будущий Президент во время предвыборной кампании, и легло в ее основу, с присущей юристам структурированностью. Были отсылы к четырем "и": инновации, инвестиции, институты, инфраструктура - приоритеты в области экономики и социалки, сформулированные Медведевым на Красноярском экономическом форуме в феврале. Была и тема безопасности населения. Была и надежда на раскрытие потенциала людей, на их желание работать - для себя, а следовательно, и для страны.
Но главное, с чего начал Медведев, - это права и свободы. К этой теме он возвращался неоднократно. И вчера сделал ее чуть ли не главным посылом (естественно, наряду с улучшением жизни граждан) своей инаугурационной речи. "Только что мной принесена президентская присяга, она дается народу России, и в ее самых первых строках - обязательство уважать и охранять права и свободы человека. Именно они признаны высшей ценностью в нашем обществе, и именно они определяют смысл и содержание всей государственной деятельности. В этой связи считаю своей важнейшей задачей дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых, самых широких возможностей для самореализации граждан - граждан, свободных и ответственных как за свой личный успех, так и за процветание всей страны", - сказал Президент.
Идти через три зала Кремля, уже вступив в должность Президента, всегда немного легче. Собственно, это и продемонстрировал Дмитрий Медведев, как и Путин в свое время, более эмоционально реагировавший на встреченные среди почти 2 тысяч приглашенных знакомые лица. Кто-то продолжал аплодировать, кто-то обсуждал церемонию, а кто-то говорил о грядущих назначениях, отмечая, что, пожалуй, впервые нет до сих пор практически никакой ясности - кроме кандидатуры премьера, конечно. Конструкции составляются и рушатся снова, кадровые "карты" тасуются, но в колоде оказывается пять тузов. Ведь настоящая передача власти еще впереди.
Кстати
Вчера Дмитрий Медведев подписал три указа. Первый - об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, согласно которому все ветераны Великой Отечественной войны до 1 мая 2010 года получат жилье.
Вечером на инаугурационном приеме, кстати, на котором звучала музыка группы Deep Purple, Дмитрий Медведев заявил, что выполнит все свои предвыборные обещания.