Сезон аттракционов, который традиционно открывается в мае, начался, увы, с ЧП.
На территории Московского зоопарка опрокинулся детский аттракцион-паровоз (он, кстати, прошел проверку инспекторов по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники). В вагоне катались 8 детей, из них двое госпитализированы.
Незадолго до этого в Новосибирской области с "чертова колеса" упал и разбился семилетний мальчик, а в Арзамасе Нижегородской области шесть человек пострадали из-за вынужденной остановки аттракциона "Вихрь". Это далеко не полный список пострадавших от опасной "карусели". И он, как предрекают эксперты, может еще пополниться, так как в России до сих пор нет федерального закона, регулирующего безопасность аттракционной техники. Правда, в Москве все же сделана попытка навести порядок в индустрии развлечений.
Техталон для качелей
По официальным данным, каждые выходные примерно 2 тысячи москвичей приходят в парки, чтобы покататься на качелях, каруселях. На некоторые аттракционы (их называют экстремальными) пускают только взрослых и подростков с 14 лет. К этой категории относятся определенные виды "американских горок", "Хип-хоп", "Брейк-данс", "Астро-Пакс", "Кондор" и другие. Для детей предназначены в основном карусели и паровозики, автодром и прыжки на батутах.
Напомним: три года назад после ЧП в Лианозовском парке, когда сломался аттракцион "Сюрприз" и пострадали люди, была создана инспекция по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники города. С тех пор ни один столичный аттракцион не вправе начать работу без технического освидетельствования. Его проводят восемь компаний, имеющих специальную лицензию.
Каждому механизму, который прошел "техосмотр", присваивается порядковый номер. Он указан на табличке черного цвета (чтобы она бросалась в глаза посетителям) с надписью "Мосгостехнадзор". Табличка означает: аттракцион зарегистрирован в инспекции, значится в реестре, поэтому кататься на нем безопасно. Кроме того, каждый аппарат получает талон, подтверждающий его исправность. Увидеть его можно на кассе, при этом стоит обратить внимание на дату, до которой разрешена эксплуатация. Номерной знак и талон выдаются владельцам бесплатно.
По словам зам. начальника Спецгостехнадзора Москвы Владимира Бачурина, талон выдается только на год. А регистрационные номера для аттракциона - на всю жизнь. Подделать их невозможно, так как они производятся на предприятии, которое делает номерные знаки на автомобили и самоходную технику. Когда аттракцион отработает свой срок, его снимут с учета, а номер утилизируют.
Всего в Москве сейчас насчитывается 692 аттракциона. Из них к работе в этом году Спецгостехнадзором Москвы допущено 592. Причем 40 закрыты из-за нарушений правил эксплуатации. У остальных возраст превысил 14 лет, и они нуждаются в капремонте.
На подступах к Москве - и так называемые "кочующие" аттракционы, которые переезжают из города в город. Но им тоже придется пройти процедуру проверки.
Катание со страховкой
Ежегодный контроль за техническим состоянием аттракционов, уверяют инспекторы, дает свои результаты. Но ЧП все равно случаются. За три года существования инспекции в столице произошло три несчастных случая. На аттракционе в парке имени Горького мужчина в нетрезвом состоянии перелез через забор, чтобы сфотографировать ребенка. И кабинка аттракциона ударила его по голове. Человек погиб.
Аналогичный случай произошел в Измайловском парке культуры и отдыха, когда девушка - тоже "под градусом" - попала под сталкивающиеся автомобили. Она отделалась легкими ушибами. Третий эпизод случился в минувшие майские праздники.
Представители инспекции планируют выйти с инициативой в Мосгордуму о страховании гражданской ответственности перед третьими лицами, которое, по их мнению, должно стать обязательным. Пока же лишь "Сокольники", "Измайловский" и зоопарк страхуют своих посетителей. Страховка входит в стоимость билета, вследствие чего посетитель, пострадавший во время катания, получит деньги на лечение.
Унесенные ветром
Если со стационарными аттракционами ситуация более-менее ясна, то безопасность остальных аттракционов - под большим вопросом. В прошлом году в городе Хилок Читинской области порывом ветра опрокинуло надувной аттракцион - погиб ребенок. После этого московские инспекторы в порядке инициативы проверили на "профпригодность" столичные батуты (в прошлом году их насчитывалось 69). Выяснилось, что, несмотря на наличие гигиенических сертификатов и необходимой документации, в паспортах отсутствует информация о том, как крепить батуты и как проводить их испытания. Поэтому предъявить претензии владельцам надувных аттракционов инспекторы не могут. "Мы внесли предложение в Ростехрегулирование (бывший Госстандарт) разработать технический стандарт на этот счет, - рассказал Владимир Бачурин. - В этом году он должен быть введен в действие".
Обо всех фактах нарушений эксплуатации аттракционной техники можно сообщать по телефону "горячей линии": 633-73-10.
Справка "РГ"
В Москве насчитывается 8 "колес обозрения", установленных в парках.
Самое крупное - 72 метра в диаметре - "Москва-850" на ВВЦ.
Самое маленькое - 12 метров - в ЦПКиО им. Горького. Оно же - из самых старых, второе - в Измайловском парке - им свыше 50 лет.
В этом сезоне будут работать всего четыре колеса: на ВВЦ, в "Сокольниках" и два - в Измайловском парке.
На ВВЦ открылся новый аттракцион - катальная гора "Кобра" высотой 46 метров с "мертвой петлей". К середине лета там же установят вторую катальную гору с необычной конфигурацией (название ей пока не придумали) высотой 22 метра.
Что почем?
Самые дешевые - детские аттракционы. Цена - от 20 рублей.
Автодром - от 50 до 150 рублей.
Самые дорогие - экстремальные аттракционы: от 60 до 300 рублей. Например, прокатиться на "башне свободного падения" высотой
12 метров на ВВЦ можно за 60 рублей, а два падения обойдутся в 80 рублей.
Цена "поездки" на американской горке с "мертвой петлей" "Астро-Пакс-18" на ВВЦ стоит 180 рублей.
Если вы хотите посмотреть на столицу с высоты птичьего полета (72 метра) на колесе обозрения "Москва-850", то катание в закрытой кабинке стоит 200 рублей, в открытой - 250 рублей.
Песочные проверки
Владимир Гнездилов, президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов, заслуженный конструктор РФ:
- Мер, которые предпринимаются в Москве при проверке на безопасность механизмов, все же недостаточно. К примеру, нагружая аттракцион мешками с песком, можно проверить только устойчивость механизма, регулировку тормозов и режимы электропотребления. Но нельзя предусмотреть такое свойство конструкции, как "усталость"...
Еще в конце 2002 года Министерство культуры РФ упразднило республиканскую инспекцию по контролю за эксплуатацией аттракционов и охране труда. После этого никакого надзора за индустрией развлечений не проводилось. Вновь к проблеме подступились в 2003 году - после принятия Госдумой Закона "О техническом регулировании". Этот документ предписал владельцам аттракционов следовать техническому регламенту. Вот только самого регламента за прошедшие годы так и не появилось. Приняли лишь добровольные ГОСТы и добровольную сертификацию по ним.
Нормы, которые влияют на безопасность, должны быть записаны в законе, а не в стандартах. И такой закон уже разработан. В нем, в частности, предусматривается более "тонкая" система проверок. Механизм идентифицируется не по виду, а по таким характеристикам, как высота подъема пассажиров, скорость, ускорение при перемещении, наклон сиденья при движении машины. По ним и высчитывается группа риска: "очень высокий", "высокий", "повышенный" и "минимальный". В соответствии с этим принимаются нормы безопасности. Жесткие требования будут предъявлены к перевозке, хранению машины, ее эксплуатации, техническому обслуживанию.
Но прошло два года, а закон пока так и не принят.