Сегодня старый "Москвич" можно купить за 2 - 3 тысячи рублей. Миновала эпоха, когда на эти машины люди записывались в очередь. Но так ли это?
"Москвич-400" начали выпускать в далеком 1947 году. Его постановка на конвейер была продиктована чисто меркантильными соображениями: трофейные "Мерседесы", "Хорьхи" и БМВ, наводнившие страну после войны, быстро выходили из строя.
"Москвич-401" назвали "народным автомобилем". В конце сороковых годов эта машина появилась в свободной продаже. В благовещенском универмаге были выставлены две модели с кузовом: "седан" и "кабриолет". Надо было видеть реакцию простых людей на появление невиданного до этого товара.
- Народ шел в магазин как на выставку, - вспоминает один из автолюбителей.
Стоимость "народного автомобиля" составляла девять тысяч рублей (при средней зарплате в 120 рублей).
Спустя 60 лет найти "Москвич" первого выпуска, да еще на ходу - задача не всякому по силам. В Благовещенске 400-х "Москвичей" сохранилось лишь несколько экземпляров. И один из них все-таки ездит, точнее - поехал вновь! Машина попала в руки одного из местных энтузиастов.
- Когда я в первый раз сел за руль, то буквально провалился вместе с сиденьем, настолько прогнил кузов, - вспоминает владелец. - На восстановление ушел целый год, силовые элементы фактически изготовлены заново. Машину покрасили в два цвета, из-за чего "Москвич" приобрел нехарактерный для него карнавальный вид. Сесть на водительское место непросто. Узкие проемы дверей не осилить без элементов эквилибристики. Водитель никогда не забудет про сидящего рядом пассажира - они прижимают друг друга плечами! Сзади места больше, но вот багажника нет совсем, запаска прикручена к кузову позади - все, как и положено, в стиле далекой эпохи.
Я решил прокатиться с реставратором по городу. "Москвич" резво подхватил с первой передачи. К нам приковано внимание прохожих. Вот пешеход застыл в недоумении - не может быстро сообразить: а что это, собственно, едет? Мы свернули на второстепенную, основательно разбитую дорогу, и тут "Москвич" продемонстрировал свои скрытые возможности. Ямы и ухабы, через которые медленно переваливались "японки", наш бодрый старичок проезжал не замечая. Ведь проектировали машину в те годы, когда практически не было асфальтированных дорог.
Ради такого фурора на дорогах, возможно, и стоило восстановить почти что развалившийся автомобиль. Хозяин сожалеет, что не удалось ему найти родной двигатель 401-го: агрегат весьма недолговечный, а потому мало у кого сохранился. Сейчас под капотом мотор более поздней модели - "Москвича-407". Все остальное в 401-м - родное. Машина была куплена за 10 тысяч рублей, около 20 тысяч ушло на реставрацию (хозяин все делал сам, в противном случае восстановление обошлось бы минимум в пять раз дороже, и это при условии, что вы найдете мастера, готового взяться за такую работу).
В Интернете цены на реставрированный "Москвич" с кузовом "кабриолет" начинаются от 20 тысяч долларов, обычный 401-й на ходу в более или менее приличном виде купить можно больше чем за 150 тысяч рублей. С этими машинами происходит парадокс времени: в отличие от современных машин из салона, они с каждым годом только дорожают.
Справка "РГ"
Прототипом 400-го "Москвича" послужил немецкий "Опель-Олимпия" с двухдверным кузовом, а не "Опель-Кадет", как сообщают некоторые источники. Мощность мотора была существенно уменьшена, поскольку тогда в СССР не производился высокооктановый бензин.