20.05.2008 02:00
Культура

Балерина Светлана Адырхаева принимала аплодисменты в царской ложе

В царской ложе Светлана Адырхаева принимала аплодисменты
Текст:  Анна Николаева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4663)
Читать на сайте RG.RU

Карьера этой балерины пришлась на годы, которые признано называть "золотым веком" Большого балета. Она была неизменной участницей постановок Юрия Григоровича и ученицей Галины Улановой. Несколько лет назад Адырхаева вернулась в Большой педагогом, среди ее учениц - признанные примы и многообещающие дарования труппы.

Перед подъездом Новой сцены Большого театра в день бенефиса юбилярши публику встречал огромный портрет Адырхаевой. Естественно, для этого была выбрана фотография в танце - балерина в партии Одетты из "Лебединого озера". В парадной белой пачке, с короной на голове, в царственном аттитюде. Эта поза, как ни одна другая в классическом танце, подчеркивает величие манеры, изысканную красоту фигуры и абсолютное владение академической школой. Эту фотографию можно считать эмблемой исполнительского стиля Светланы Адырхаевой.

Она родилась в Северной Осетии - краю, где о существовании балета даже не знали. Там ее и обнаружили педагоги Ленинградского хореографического училища. Несмотря на то что только окончилась война, тогда в Советском Союзе понимали, что профессия артиста балета требует настолько уникального сочетания данных, что искать таланты нужно даже в самых отдаленных уголках страны. В самой прославленной балетной школе мира Адырхаева попала к лучшим педагогам - Варваре Мей и Елене Ширипиной. Отучившись у них, как и большинство выпускников тех лет, отправилась поднимать классическое искусство в провинцию - в только создававшийся Челябинский оперный театр, где несколько месяцев спустя уже танцевала свое первое "Лебединое озеро". А вскоре на декаде осетинского искусства в Москве произвела такое впечатление, что сама Уланова предложила Адырхаевой стать ее ученицей.

Придя в Большой театр, она начала с сольных партий в "Дон Кихоте", "Раймонде", "Спящей красавице" - в Большом театре всегда умели ценить высокий профессионализм ленинградской выучки. Участвовала и в постановках Захарова, Моисеева, Голейзовского, Варковицкого. Однако по-настоящему "открыл" Адырхаеву для балета Юрий Григорович. В его спектаклях она станцевала свои лучшие партии: загадочную Хозяйку Медной горы в "Каменном цветке", отчаянную и страстную Мехменэ Бану в "Легенде о любви", величественную Эгину в "Спартаке" - Адырхаева умела соизмерить самоотвержение перед волей постановщика с собственной индивидуальностью.

Именно это нелегкое искусство она передает своим ученицам: лидеры ее класса опытная Анастасия Яценко и юная Екатерина Крысанова - неизменные участницы всех экспериментов театра, украшающие труппу Большого театра неординарным талантом. Юбилейный вечер Адырхаевой свидетельствовал о стремлении дать шанс каждой. Программа более чем трехчасового концерта представила репертуарные хиты - третью картину "Лебединого озера" и второй акт "Спартака", а также дивертисмент, в котором с классическими па-де-де соседствовали номер Якобсона и выступление юных танцоров из Осетии, к поздравлениям которых присоединилась Ульяна Лопаткина, станцевавшая фрагмент из "Легенды о любви".

Театр