Когда-то в другой геологической эпохе, в 1973 г., генсек ЦК КПСС Андропов напечатал статью, которая - в отличие от обычной начальственной лапши - произвела большое впечатление на общество. Собственно, впечатление было связано с одной фразой: "Мы живем в обществе, которого не знаем". Звучало не слабее черномырдинского "хотели как лучше..." и примерно на ту же тему. А главное, и то и другое - святая правда.
Незнание же наше начинается с непредсказуемого прошлого. Причем речь не о профессиональных подчищалах истории, а о более важной вещи. Память, как известно, - руководство к действию.
Так вот: что помнит (что хочет помнить) наше общество о себе? Что вытеснилось из сознания? Что заменилось мифами? Какими мифами и почему?
Для многих интеллектуалов вечно свежими сенсациями оказывается популярность (причем со знаком "плюс"!) Сталина - при том, что все факты сегодня не скрываются, наоборот, постоянно всплывают на ТВ. Кстати, Ленин куда менее популярен, а вот к Октябрьской революции отношение до сих пор как минимум "50 на 50". И так далее - по всей исторической шкале.
Что же там варится в "коллективной черепной коробке" страны? Не знаю, как кому, а мне этот вопрос представляется куда более важным, чем любая современная политическая трескотня, - так корни всегда важнее, чем шишки (хотя шишки бывают больнее!). А вот влезть в эту коробку не так-то просто. Скоро мы можем увидеть крайне любопытную попытку это сделать.
На ТВ-канале "Россия" запускается новый проект "Имя Россия", который можно было бы назвать "выборы прошлого". Публикуется список из 500 имен выдающихся граждан России "всех времен и наций", кроме ныне действующих. Затем проводятся большой социологический опрос и одновременно голосование на сайте, телефонное и т.д. В результате отбирается 50 имен "исторических победителей". 12 июня оглашается этот список, проводится еще одно прямое голосование, по итогам определяются 12 финалистов. Их имена оглашаются 1 сентября, а затем пройдут ток-шоу, посвященные каждому их них. Идея, по-моему, весьма увлекательная. Эти "исторические праймериз", во-первых, отчасти заменяют реальные политические праймериз - одно из главных развлечений любого общества. Накал страстей там точно не меньше - это показали все "литературные суды", например над т. Сталиным, проходившие у нас в разных прямых эфирах. Народ схватывается куда горячее, чем даже по поводу тарифов на газ.
Такие "выборы" имеют даже некоторое преимущество перед выборами настоящего. Если огонь прошлого жжет не слабее сегодняшнего, то вот фигуры там обсуждаются и сталкиваются куда более масштабные. В сегодняшней политике нет Петров, Лениных, Сталиных, а в литературе нет Пушкиных и Достоевских. Так что предмет для горячего обсуждения во всяком случае более масштабный и глубокий - не факт лишь, что удастся провести и обсуждение на адекватном "идейно-художественном уровне". Кстати, если драка по поводу политиков более или менее гарантирована и по вопросу "средства-цели", и по вопросу о результатах и самих целях их благородной деятельности, то вот как оживить шоу о Пушкине или Толстом (легко понять, что они наверняка попадут в "золотую дюжину"), мне, например, непонятно, а слушать соревнование превосходных степеней достаточно скучно.
Но не только процесс выборов занимателен.
Их результат тоже поучителен! Перед нами - указание не на реального лидера, а на то, чего в идеале ждут от этого лидера. Поиск не фигуры, а архетипа. Так что для вполне реального президента России тут есть информация к размышлению: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Причем здесь интересны все этапы.
Отбор первых 50 имен, конечно же, говорит только об их известности широкой публике. Причем здесь разные деятели находятся в заведомо неравном положении: известность обратно пропорциональна расстоянию во времени. "Редкая птица долетит до середины Днепра" - к реке времени это тоже относится. Но зато уж те мухи, кто прорвет паутину времени, - действительно крупные и, попав в "50", с размаху влетят и в "12". Так легко предположить в их числе Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Великого и Екатерину. Во всяком случае я бы в тотализаторе (глупо будет, если его не откроют) ставил на них. (Кстати, интересно, насколько промахнусь.)
Ну а дальше - XIX и ХХ века.
Финалистов предсказать не так уж трудно. Ну не могут не попасть в число "12 чистых и нечистых русской истории" те же Петр-Сталин-Ленин-Иван, а из числа "неполитиков" Пушкин, Гагарин, Достоевский, Толстой, Есенин, Жуков... Заметьте, фамилии "написались" не по алфавиту, а по тому, какое - с моей точки зрения - место они занимают в сознании народа. Правда, вот еще две "безусловные вакансии" для меня остались открытыми.
Почему-то мне кажется, что Гоголь и Чехов, которых ведь тоже "в школе проходят", тем не менее окажутся менее популярными, чем Толстой и Достоевский. Ну, Пушкин, понятно, вне конкуренции и вполне может рассчитывать на "главный приз" (наряду еще с Петром и, пожалуй, Сталиным), а вот Лермонтова я бы не рискнул вставить в число 12. Почему? Не знаю. Интуиция. Ей-богу, забавно - насколько ошибся. Еще и стартовый пистолет не грянул, а уже срываешься с места...
Но интересны не только 12 "главных" (каждый со своими очками), но и 50, образующих "первый круг". Может быть, они еще интереснее, потому что представительнее, и наверняка попадутся там более неожиданные фигуры. Например, Станиславский - проходит конкурс в этот исторический театр? И неужели Бердяев - "да"? Если "да", то можно восхититься - какая же у нас, вопреки распространенным унылым мифам, все-таки действительно образованная страна! Если нет, то можно усомниться, что радужные мифы о высокой духовности соответствуют реальности. Конечно, это может решаться не одним Бердяевым или Тютчевым, но, скажем, соотношением сторон треугольника: спортсмены - генералы - мыслители в "народном Пантеоне". Кстати, государство в России обеими каменными руками голосует за поэтов: в отличие от Парижа или Лондона в Москве предпочитают памятники не конным фельдмаршалам, а писателям. Так было и при царе, когда, скажем, в Петербурге были проспекты Суворова и Безбородко, а на них улицы: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Жуковского и даже Лермонтова (вот тебе и "Вы, жадною толпой стоящие у трона ..."). И так же обстояло дело с топономикой любого губернского города: Россия - страна казенная, а Вертикаль власти тиражировала улицы поэтов.
Итак, власть традиционно занимается "монументальной пропагандой поэзии". Но насколько этот мрамор и гранит идут впрок? Или народ проходит мимо памятников так же равнодушно, как в школе сквозь книги, и предпочитает брутальных всадников и просто хоккеистов?
Наконец, хотя среди самих "12" нас едва ли ждут "прекрасные незнакомцы", но интересен и характер ток-шоу. Какого Ленина-2008 видит народ? Да и сам Пушкин - что думают о нем, "певце Империи и Свободы"?
И как же Россия расшифрует имя победителя - каким бы оно ни было ?
Да, "Россия" затеяла монументальный, интересный и довольно рисковый проект. Нет, тут нет, понятно, административного риска - нестрашно говорить все, что хочешь, о тех, кого нет. Риск в другом: удержать рейтинг - и не поддаться историческому популизму. Шоу уж точно не урок истории - но проблема в том, чтобы это шоу смогло стать уроком для нашего общества. А это легко сказать, да трудно сделать.