20.05.2008 02:00
Общество

Анатолий Аксаков: За студента поручится государство

Учиться в долг смогут будущие строители, технари и агрономы
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4663)
Читать на сайте RG.RU

Завтра Госдума рассмотрит в первом чтении проект закона "Об образовательных кредитах". Кто сможет получить кредит, на каких условиях и как быть, если нечем погасить долг? Об этом корреспонденту "РГ" рассказывает один из разработчиков закона, член Комитета Госдумы по финансовому рынку, депутат Анатолий Аксаков.

Российская газета: Анатолий Геннадьевич, год назад начался эксперимент по господдержке образовательных кредитов. Но пока желающих воспользоваться ими очень немного. Почему?

Анатолий Аксаков: Во-первых, мало информации. Я уверен, что 99 процентов будущих студентов ничего об этом не знают. А те, кто более-менее осведомлен, не уверены, что смогут вернуть долг.

РГ: И неудивительно. Ведь банки дают кредиты под 17, а то и 19 процентов годовых и требуют вернуть долг через 2-3 года. Это студенту не под силу. По новому законопроекту на каких условиях предлагается брать деньги? Под 10 процентов, как задумывало в эксперименте правительство?

Аксаков: Однозначно - на льготных условиях. Предоставление образовательных кредитов - мировая практика. Размер основного образовательного кредита на каждый учебный год не может превышать максимальный размер, который будет устанавливать правительство, а также стоимость образовательных услуг, указанную в договоре между вузом и студентом.

РГ: Залог для получения кредита не потребуется?

Аксаков: Не потребуется. Можно взять заем на сопутствующие услуги - питание, проезд, оплату жилья, и также на льготных условиях. В течение пяти лет после окончания вуза придется расплатиться с кредитом, но проценты, по мнению авторов законопроекта, должны погашаться уже со второго курса учебы. Мы исходили из того, что надо воспитывать у молодежи активную жизненную позицию и желание зарабатывать. Тем более что такая возможность есть. Например, мой сын учится в Высшей школе экономики, со второго курса работает и обеспечивает себя сам.

РГ: А сами-то, интересно, подрабатывали?

Аксаков: Конечно! Я в вуз пришел с производства, где по тем временам получал очень прилично - 300 рублей. Учился на дневном отделении, но даже повышенная стипендия не спасала. Так что подрабатывал.

РГ: Что за интерес банкам давать кредиты под льготные проценты, если, к примеру, уровень инфляции может быть очень высоким, например, 40 процентов в год?

Аксаков: 40 не будет. Заявляю ответственно, как финансист. Мы уже прошли те этапы, когда это было реально. Разницу между льготным процентом и реальным должно взять на себя государство, как это делается во всем мире.

РГ: Вот я, допустим, студентка, хочу взять образовательный кредит. Сегодня надо найти как минимум двух обеспеченных поручителей, которые подтвердят: да, мы заплатим за нее из своего кармана, если она не вернет долг. Что в новом законопроекте говорится о поручителях?

Аксаков: За студента поручится государство. Оно же будет участвовать в отборе банков и вузов, которые получат право работать с образовательными кредитами. Не думаю, что банков будет много - может быть, около 100, но обязательно хотя бы по одному в каждом регионе. Далеко не все учебные заведения войдут в этот список.

РГ: К примеру, я хочу поступать во ВГИК или РАТИ. Дадут мне кредит?

Аксаков: В первую очередь привилегию получат вузы, которые предлагают востребованные рынком специальности в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства. Образовательные кредиты не только дают возможность детям из небогатых семей учиться в хорошем вузе, но и формируют систему подготовки кадров, ориентированную на рынок.

РГ: Не приведет ли такая государственная опека к иждивенчеству: за тебя заплатят, поручатся и даже долги потом помогут отдать?

Аксаков: По экспертным оценкам, кредиты не возвращают около 4 процентов заемщиков. К тому же не стоит забывать, что большинство из нас - законопослушные граждане, и если взяли в долг, будут стараться отдать.

РГ: Ответственность за невозврат долгов у нас в законодательстве предусмотрена?

Аксаков: Только за мошенничество. Есть, правда, статья - незаконное получение кредита, но на физических лиц она не распространяется.

РГ: Как вы оцениваете рынок банковских услуг в части образовательных кредитов?

Аксаков: Думаю, в пределах 50 000 кредитов в год.

РГ: Хотелось бы знать ваше мнение как финансиста по поводу студенческих стипендий. Может, лучше их заменить талонами на питание, проезд или льготными билетами в кино, театр?

Аксаков: Талоны на обеды, социальные проездные, льготные билеты - отличное подспорье для студента. Поддерживаю. Но отменять стипендию считаю неразумным решением. Самым лучшим я бы платил не менее 5 тысяч рублей, успевающим на "хорошо" и "отлично" - меньше, в зависимости от количества четверок и пятерок. Ну а если получил хоть одну тройку - извини, товарищ! Лень в учебе нельзя стимулировать даже низкой стипендией.

Образование Банки