20.05.2008 08:00
Экономика

В Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет нового российского самолета "СухойСуперджет-100"

Вчера в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет нового российского регионального самолета "СухойСуперджет-100"
Текст:  Наталия Ячменникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4663)
Читать на сайте RG.RU

Первый полет испытательного экземпляра нового российского пассажирского регионального самолета "СухойСуперджет-100" продолжался 1 час 5 минут. Его пилотировали старший летчик-испытатель компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Александр Яблонцев и летчик-испытатель Леонид Чикунов.

Полетное задание было выполнено на отлично. Взлет, четыре прохода над полосой на разной высоте, пролет по заданному периметру, так называемая "коробочка" и заход на посадку... Максимальной высотой вчера стали 1200 метров.

- Впереди большой, сложный этап - сертификационные испытания. И я уверен, что у нас все получится, - прокомментировал событие глава компании "Сухой" Михаил Погосян.

Летчики говорят: летают только красивые самолеты. Так вот вчера, по оценке всех присутствующих на летном поле в Комсомольске-на-Амуре, "СухойСуперджет-100" красиво ушел в небо, прямо как синяя птица, и не менее эффектно приземлился.

- Радостно от того, что в жизни выпал шанс быть первым, кто поднял эту прекрасную машину в небо. Самолет действительно отличный. И я совершенно уверенно могу сказать, что он ни в чем не уступает лучшим самолетам мира, которые мне доводилось пилотировать, - говорит Александр Яблонцев.

Этого рывка в небо специалисты ждали долго. Первый полет "Суперджета" был запланирован еще на лето прошлого года. Потом назывались ноябрь-декабрь. Причины? По двигателю, скажем, несколько сот поставщиков, и развернуть систему оказалось сложнее, чем предполагалось. И все-таки он состоялся.

Всего до 2024 года предполагается построить 800 Суперджетов

Теперь должны начаться сертификационные испытания, которые предполагают примерно 600 зачетных полетов. А до конца года планируется собрать четыре машины. Исходя из этого минимальная задержка в поставках самолета первому заказчику составит 2-3 месяца.

Сильная сторона проекта в том, что Россия изначально создает новый "региональщик" с прицелом на международный рынок. Как того требуют сертификационные нормативы, его прочностные и аэродинамические показатели были проверены в ЦАГИ. На языке специалистов все звучит очень сухо. В самом деле, что для непосвященного значат, к примеру, испытания кессона крыла? Или, допустим: тест на герметичность фюзеляжа и его опрессовка? Или комбинированные испытания горизонтального и вертикального оперений самолета? Специалисты же знают: все это более чем серьезно. Крылья, оперение, фюзеляж, шасси воздушного "новичка" с помощью специальных устройств должны доказать свою "состоятельность" - выдержать определенную нагрузку. Все, что самолет будет испытывать во время взлета, полета и посадки, включая возможные нештатные ситуации. Причем имитация была -полная.

В российском "Суперджете" заложены характеристики, которые должны обеспечить ему солидное преимущество по сравнению с конкурентами: новый двигатель и современная аэродинамика сделали его на 8-10 процентов экономичнее. Сказать, что российские авиаперевозчики заинтересованы в скорейшем завершении всех испытаний, - не сказать ничего. Ведь "СухойСуперджет-100" уже многие называют главным козырем российского авиапрома в ближайшем будущем. И не случайно: это единственный сегодня российский пассажирский самолет, который должен заменить эксплуатируемые сейчас самолеты Ту-134, а также Ту-154 и который изначально делается исходя из требований мирового рынка. У него есть все шансы на равных побороться за место под солнцем с признанными авторитетами мирового рынка региональных самолетов - канадской компанией Bombardier и бразильской Embraer.

Для авиакомпаний новые "крылья" - это существенно новые возможности: семейство "Суперджет-100" представлено моделями на 75 и 95 мест с базовой и увеличенной дальностью полетов. Взлетная масса в зависимости от модификации составит 35,6-45,9 тонны. Дальность полета - от 2690 км до 4800 км.

По мере развертывания серийного производства самолета на заводе в Комсомольске-на -Амуре ежегодный выпуск этих лайнеров будет из года в год возрастать. В 2009 году предполагается собрать 30 машин, в 2010 - 60. Затем ежегодный выпуск должен достичь оптимального расчетного уровня в 70 машин. На данный момент холдинг "Сухой" уже имеет 73 заказа на самолет и 31 опцион. В частности, заключены твердые контракты с "Аэрофлотом" (30 самолетов), Финансовой лизинговой компанией (10 самолетов), авиационным альянсом AirUnion (15 самолетов), авиакомпанией "Дальавиа" (6 самолетов), итальянской авиакомпанией ItAli (10 самолетов), армянской авиакомпании Armavia (2 самолета). Примерная стоимость одного самолета в 28 млн долларов. Это на 15 процентов ниже цены самолетов семейства Embraer.

Всего до 2024 года предполагается построить 800 Суперджетов. Из них на внешний рынок поставят 500 машин, на внутренний - 300.

Авиатранспорт