В течение недели закупочная цена на молоко должна вырасти на треть - до 9-10 рублей за литр. Однако административная мера, спасающая брянских сельхозпроизводителей, отправит в нокдаун местных переработчиков молочной продукции.
Ситуация на молочном рынке Брянщины продолжает оставаться не просто сложной - критической: многие хозяйства подумывают уже к осени пустить под нож свои зачастую малорентабельные дойные стада. Причина, по мнению властей, кроется в установленной переработчиками молока низкой закупочной цене на сырье.
- Еще немного времени, и мне уже не придется больше никого воспитывать и учить, - едва ли не стуча кулаком по стулу, пообещал на очередном совещании с "непокорными" переработчиками молока заместитель губернатора Николай Симонов, курирующий в обладминистрации вопросы АПК. - Фактически вы обрушили закупочные цены.
Однако руководители маслосырозаводов упрек высокого чиновника не принимают: закупочные цены на молоко взвинтили в свое время, по осени, до 14-15 рублей не они, а московские переработчики. Тогда те активно запасались сырьем для производства сухого молока. На селе "наживку" проглотили - набрали кучу кредитов, расплачиваться за которые им теперь нечем. Много проблем доставляют и переработчики молока из соседней Беларуси, ставшие серьезными конкурентами брянским заводам: сырье они закупают в среднем по шесть рублей за литр, и при этом их хозяйства умудряются работать с прибылью.
Но областные власти по-прежнему винят во всех бедах сельского хозяйства именно переработчиков-земляков. Тех такая позиция сильно обижает.
- По сравнению с аналогичным периодом прошлого года закупочная цена у нас выросла на 30 процентов - на сегодня она составляет 8 рублей 50 копеек, - переживает Александра Мокроусова, руководитель крупного молочного комбината в Стародубе. - Положительного эффекта это все равно не дало - серьезно подорожали в последнее время энергоносители и горюче-смазочные материалы. Не случись этого, наши хозяйства уже обогатились бы.
Сделать же так, как настаивают региональные власти - экстренно поднять в течение нынешней недели закупочную цену до 10 рублей за литр, ни Мокроусова, ни другие переработчики молока явно не в силах: "Есть законы рынка, просто взять и отменить их - невозможно. Если только замгубернатора не начнет сам покупать у крестьян молоко по такой высокой цене".
- Цены на молоко для товаропроизводителей уменьшили в разы, но в магазинах после переработки оно стоит почти столько же, сколько и осенью, а его жирность снижается вдвое, - возмущается заместитель директора ФГУП "Учхоз "Кокино" Александр Дедков, который не верит в трудности переработчиков. - Закупочные цены надо повышать.
Но директор карачевского молокоперерабатывающего предприятия Петр Васюков ответственно заявляет, что не в состоянии более "дотировать" сельское хозяйство: "Того, что было осенью, уже не будет - зиму лавировали только потому, что девяносто процентов продукции отгружали в Москву". С тех пор творожный рынок и там "просел".
- Если закупочные цены поднять, мы окажемся неплатежеспособными перед сельхозпроизводителями, - уверен еще один переработчик молока Владимир Кузовов.
Достойного выхода из ситуации, который бы устраивал всех, пока не найдено. В качестве альтернативы переработчики молока предлагают властям начать компенсировать им расходы из региональной казны. Пока же они просят не сталкивать их лбами с сельхозпроизводителями: "проблему надо решать сообща, заодно всячески защищать местный рынок от варягов". Власти взяли тайм-аут на раздумье.