Сегодня в московском кинотеатре "Пушкинский" торжественно откроется 30-й Московский международный кинофестиваль. Праздник кино продлится до 28 июня.
В его главном конкурсе 16 фильмов из Азербайджана, Албании, Болгарии, Венгрии, Германии, Израиля, Ирана, Исландии, Испании, Италии, Китая, США, Украины, Франции, Швейцарии. Россия представлена двумя лентами: новой работой Сергея Овчарова "Сад" (подробности о ней читайте сегодня в "РГ") и драмой "Однажды в провинции" молодого режиссера Кати Шагаловой - дочери актрисы Галины Орловой и драматурга Александра Миндадзе.
Среди конкурсных фильмов большинство, как и положено, пойдут в качестве премьеры и представляют собой типичных "темных лошадок". Наиболее примечательными, на первый взгляд, кажутся новая лента венгерского ветерана 80-летнего Петера Бачо "Почти девственница" (о молодой паре, которая, чтобы раздобыть денег, промышляет проституцией), редкая гостья на мировых фестивалях - картина из Албании "Мао Цзедун" режиссера Бесника Биши.
Неплохие отзывы в американской прессе и у фильма "Посетитель" Тома Маккарти из США, исследующего пороки иммиграционной политики. Фильм из Шанхая "Война на другом берегу" (режиссер Ли Синь) рассказывает о 1937 годе, когда военные действия Японии против Китая разделили Шанхай на две части; сумеречный мир войны в фильме увиден глазами ребенка. Израильский режиссер Дрор Захави покажет драму арабского террориста-смертника, который должен взорвать себя на людной улице Тель-Авива, но, встречаясь с людьми, которых собирается погубить, начинает понимать преступность своего замысла. Из Италии ждут социальную драму Сильвио Сольдини "Дни и облака" с Маргаритой Бай в главной роли.
О тектонических социальных сдвигах в Германии после падения Берлинской стены расскажет фильм Бернда Бехлиха "Луна и другие любовники". Еще одна раритетная новинка - фильм из Исландии: режиссер Гудни Халльдоурсдоттир покажет "драму взросления", "педагогическую поэму" о молодой паре, которая, сбежав из дома, опекает неблагополучных подростков на дальнем хуторе. Семейная драма "Пробуждение от сна" Фредди Маса придет из Испании, драма женская - "Проще простого" Реза Мира Карими - из Ирана. Француженка Марион Лэйн дебютировала в полнометражном кино экранизацией романа Флобера "Простая душа".
Роман Балаян в украинской картине "Райские птицы" ностальгирует по 80-м годам, когда работали глушилки, но еще были живы надежды на иную жизнь. Занятный жанровый коктейль из соцреализма и стиля "нео-нуар" обещает дебютант из Болгарии Явор Гырдев.
Программу главного конкурса будет судить жюри во главе с любимой актрисой Ингмара Бергмана Лив Уильман. В составе судейской коллегии также австрийский кинематографист Михаэль Главоггер, британский кинокритик Дерек Малькольм и актриса Ирина Розанова (Россия).
Во втором по значению конкурсе "Перспективы" 11 фильмов, включая документальные. Любопытна картина "Один кадр", где датский режиссер Линда Вендель попыталась повторить подвиг Александра Сокурова, сняв полуторачасовую ленту одним кадром без единой монтажной склейки. Вторая лента из конкурса "Перспективы", на которую стоит обратить внимание, - это "Рерберг и Тарковский, оборотная сторона "Сталкера". Она особенно интересна в свете опубликованных дневников Андрея Тарковского: гений открывает нам весьма темные стороны своей души. Как заявлено в аннотации, этот 140-минутный фильм Игоря Майбороды - часть большого киноромана, посвященного жизни великого советского кинооператора Георгия Рерберга, снявшего такие картины, как "История Аси Клячиной" Кончаловского и "Зеркало" Тарковского. Как обещано в аннотации к фильму, нам расскажут о "духовном Чернобыле", который режиссер Тарковский устроил оператору Рербергу и другим членам съемочной группы фильма "Сталкер". То есть это еще одна вариация на вечную тему "гения и злодейства". Посмотрим - поговорим.
Россия в "Перспективах" представлена также фильмом известного документалиста Виталия Манского "Рассвет", снятым в резиденции далай-ламы в Индии. Судить фильмы этого конкурса будет жюри под водительством режиссера Яноша Саса.
Кроме этих двух главных конкурсных программ Московский фестиваль, как всегда, предложит пышный букет из программ побочных. Это прежде всего "гала-показы" - премьеры фильмов крупных и нашумевших. Из наиболее ожидаемых - российская премьера каннского лауреата "Тюльпан" Сергея Дворцевого, новая комедия Юрия Мамина "Не думай про белых обезьян", детектив Карена Оганесяна "Домовой", любопытнейший фильм из программы Римского кинофестиваля "Барселона (карта)" испанца Вентуры Понса, британская картина "Больше Бена", в которой снялся Андрей Чадов, драма Джулиано Монтальдо "Демоны Санкт-Петербурга", одним из героев которой стал Федор Достоевский.
Всегда интересна и программа, которая называлась "Вокруг света" и включала наиболее значительные картины, уже показанные в Канне, Берлине, Санденсе и на других крупных фестивалях. Теперь эта программа будет выходить под названием "Отражения".
Ожидается приезд Такеси Китано по случаю большой ретроспективы его фильмов. Пройдут также ретроспективы картин с участием Лив Ульман и Изабель Юппер. Очень важна ретроспектива "Джон Кассаветис, великий и неизвестный", которая действительно должна заполнить определенную лакуну в нашей киноэрудиции: фильмы одного из фундаментальных режиссеров Америки Джона Кассаветиса у нас практически не шли.
В программе "Московская эйфория" постарайтесь не пропустить фильм самой юной из обширного семейства иранского режиссера Мохсена Махмальбафа - 19-летней Ханы. Эта пацифистская драма - ее первый фильм, который уже обошел многие фестивали, от Сан-Себастьяна до Рима, и за который Хана Махмальбаф получила специальное упоминание ЮНИСЕФ. Это очень простая история о том, как шестилетняя афганская девочка Бахтай собралась в школу, но ее поймали соседские подростки и учинили игру, имитирующую взрослые войнушки. Вымазали ее глиной - и эту живую статую взорвали, как большие дяди взрывали древние статуи Будды. В каком мире дети растут, говорит Хана Махмальбаф, в тот мир они и играют, а когда вырастут, их игра примет другие масштабы: они начнут играть с будущим.
Нельзя пройти и мимо каннского фаворита турецкого режиссера Нури Билге Джейлана с его картиной "Три обезьяны". Название взято из легенды о трех мартышках: одна заткнула уши, другая закрыла лапой глаза, третья зажала рот: мол, ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу... Так что фильм - о способности людей закрывать глаза на проблемы. Нури Билге Джейлан уже дважды заявлял о себе как о крупном художнике - фильмами "Отчуждение" и "Времена года", и вот снова - большой успех. Картина "Три обезьяны" также пойдет в программе "Отражения".
На открытии фестиваля покажут комедийный экшн "Хэнкок", который известен амбициями занять место "Супермена" - только вечно пьяненького. Первые отзывы в мировой прессе не просто негативные - уничтожающие. На премьеру приезжают звезды картины Уилл Смит и Шарлиз Терон, а также режиссер Питер Берг. Принимаются экстраординарные меры против пиратов.
Любители футбола не упустят случай посмотреть документальный гимн, который воспел Эмир Кустурица своему кумиру Марадоне. Правда, это картина не столько о Марадоне, сколько о самом Кустурице, который скромно именует себя Марадоной кинематографа, но и Марадона там тоже есть. Тем более что кумир успел прийти в себя после увлечения наркотиками и теперь жалеет об утраченных возможностях стать еще более классным футболистом. Московская премьера картины состоится на церемонии закрытия 28 июня.
Главные просмотры будут проходить в залах кинокомплекса "Октябрь" на Новом Арбате, большая ретроспектива отечественных фильмов к столетию российского кинопроизводства - в Доме кино.
Цены на билеты варьируются от 100-150 рублей в Доме кино и от 120-180 рублей на дневные сеансы до 200-300 рублей на вечерние в "Октябре".