Горьковский автозавод - такой же полноправный символ Нижегородской области, как красавец-олень с герба. Говоришь "Нижний" - подразумеваешь ГАЗ, и наоборот.
Не найдется ни одного нижегородца, у кого бы родственник или знакомый не был связан с этим заводом, заслуженно снискавшим славу главного предприятия Нижегородчины.
ГАЗ - не просто градообразующее предприятие Нижнего Новгорода. По географическим меркам это город в городе, по социально-экономическим - главный кормилец. Практически ни одна серьезная социально-экономическая программа района, города или области не обходится без участия "Группы ГАЗ".
В январе 2008 года, впервые в новейшей истории отечественного бизнеса управляющая компания крупного предприятия - Группы ГАЗ - переехала из Москвы в Нижний Новгород. Именно после этого можно говорить о Нижегородской области как о крупном технологическом и производственном кластере. Нижегородцы стали центром управления и инжиниринга крупнейшего холдинга, заводы которого располагаются по всей России: от Твери до Челябинска. Основными целями переезда стало сближение управленческого и производственного звеньев компании, сокращение административных расходов и создание в Нижнем Новгороде крупного технологического и производственного кластера, включающего инжиниринг, дизайн, производство и дистрибуцию продукции.
"Чистое" производство
Сегодня ГАЗ - в числе крупнейших предприятий России, оказывающих наименьшее антропогенное воздействие на природу. В 2003 году ГАЗ занял второе место в экологическом рейтинге предприятий России, проведенном "Независимым экологическим рейтинговым агентством".
В этом году завершено строительство полигона промышленных отходов, не имеющего аналогов в России, полностью исключено негативное влияние на окружающую среду. Проблема безопасного захоронения промышленных отходов является важнейшей для России в целом и Нижегородской области в особенности, поскольку именно здесь сосредоточены предприятия машиностроительной и химической отраслей.
Полигон, за проект которого предприятие получило звание Лауреата национальной экологической премии "ЭкоМир", планируется использовать для захоронения отходов не только ГАЗа, но и других предприятий региона.
Вместо рекламы - портреты заводчан
Трепетное и уважительное отношение руководства завода к главному своему капиталу - людям - однажды воплотилось в простую, но гениальную идею. Главная автозаводская магистраль, проспект Ленина, была украшена портретами лучших людей автомобильного завода, целых бригад, сотрудников подшефных детских садиков и школ, творческих коллективов района. Необычное начинание было подхвачено на уровне районных, городских, а затем и областных властей. И теперь "газовская" идея расширилась до масштабной программы "Твои люди, Нижний Новгород!".
Людей, работающих на ГАЗе или нижегородских предприятиях, связанных с автомобилестроением, с каждым годом становится больше. Холдинг является крупнейшим работодателем в регионе. Стратегическим решением, принятым на ГАЗе, стало объединение предприятий и организаций Нижегородской области, ориентация производств различного профиля на изготовление "автомобильной" продукции. Даже простаивающие предприятия получили работу благодаря заказам автозавода. В настоящее время ГАЗ связан единой технологической цепочкой со 180 предприятиями-поставщиками города и области.
Еще до того как проблемой дефицита кадров технических специальностей озаботились в правительстве России (об этом говорили не раз бывший и нынешний премьеры Виктор Зубков и Владимир Путин), ГАЗ начал внедрять свою модель начального и среднего профобразования.
- В рамках национального проекта на базе ОАО "ГАЗ" и подшефных заводу учебных заведений реализуется Проект "Рабочие нового поколения", - сообщил "РГ" председатель правления "Группы ГАЗ" Сергей Занозин. - В течение прошлого, нынешнего и будущего годов будут подготовлены 1500 молодых рабочих с квалификацией не ниже 5-6-го разрядов, осуществлена дополнительная профессиональная подготовка 2500 рабочих и техников и создан Центр профессиональной подготовки рабочих.
Чиновники пересядут на Siber
В феврале этого года руководство "Группы ГАЗ" обсудило с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым основные элементы стратегии развития автомобилестроительного холдинга, созданного на базе автозавода. Согласно стратегии до 2011 года инвестиции в производство группы компаний "ГАЗ" составят $1 млрд. Валерий Шанцев заявил, что удовлетворен столь серьезными инвестициями. Губернатор особо отметил, что центр современного автомобилестроения планируется создать именно в Нижнем Новгороде, что благоприятно скажется на развитии всего региона.
В марте 2008 года началось опытно-промышленное производство нового автомобиля Siber. Товарный выпуск начался в июне, а уже в августе машины поступят в продажу. За первый год ГАЗ планирует продать 14 тыс. машин, созданных на базе современного западного автомобиля. Инвестиции в производство составили 290 млн долларов.
На начальном этапе производства Siber будет выпускаться в трех комплектациях, оснащенных двигателем Chrysler Евро-3: две версии "комфорт" и комплектация "люкс".
Существующая база позволяет создавать целый ряд современных автомобилей, продукт способен ежегодно модифицироваться и изменяться в соответствии с тенденциями мирового автомобилестроения. Планируется создать на базе данной платформы несколько моделей, к разработке привлекаются компании, входящие в пятерку мировых автопроизводителей.
"Новая Volga Siber будет пользоваться большой популярностью в России, - заявил президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф 17 июня на пресс-конференции в Нижнем Новгороде после подписания соглашения между Сбербанком и "Группой ГАЗ". - На новые автомобили пересядет много российских чиновников. Сбербанк "с удовольствием закупит для себя эти автомобили.
Кстати
Горьковский автозавод признан победителем в номинации "За полезные труды" в рамках Всероссийского конкурса "Лучшие российские предприятия", организованного по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты РФ. Награда была вручена ГАЗу за высокую социальную ответственность бизнеса.