04.07.2008 03:00
Культура

Режиссер Станислав Митин завершил фильм о "запретной" любви

Повесть Михаила Рощина скоро появится на экране
Текст:  Светлана Мазурова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4700)
Читать на сайте RG.RU

Московский режиссер Станислав Митин завершил на "Ленфильме" съемки драмы "С черного хода" по мотивам повести Михаила Рощина "Черный ход (Воспоминание)".

Режиссер театра, кино и телевидения, сценарист Станислав Митин работал в Ленинградском ТЮЗе, Московском молодежном театре, ставил спектакли в московском "Ленкоме", был главным режиссером Московского муниципального театра Новая опера. Поставил более 30 драматических и музыкальных спектаклей в России и за рубежом. Снял несколько документальных фильмов в соавторстве с Эллой Митиной. Вместе с поэтом Юрием Энтиным создал на ОРТ программу для детей "Чунга-Чанга". По каналу "Россия" прошел его сериал "Самые счастливые", а Первый канал купил фильмы "Двойная фамилия", "Травести", "Грех".

Российская газета: Станислав Михайлович, вы ставили спектакль по повести "Черный ход" Михаила Рощина. Прошло 20 лет, и вы вновь вернулись к ней, теперь в кино. Не отпускает?

Станислав Митин: Не отпускает. Повесть вышла в 1977 году. Мы, студенты, зачитывались ею. Актеры, режиссеры моего поколения были влюблены в нее. Пронзительная, чистая, проникновенная. Блестящая литература! Материал, как говорят профессионалы, - "сливочное масло". Там все настоящее. В 1988 году я написал инсценировку, и когда Минский ТЮЗ пригласил меня на постановку (совсем другого спектакля), то я предложил ее.

Повесть всегда лежала у меня в памяти, она просто просится на экран. Мне интересно все, что связано с человеком, с его переживаниями. Там еще столько не рассказано, столько неизведанных тайн! Я люблю "человеческое" искусство - простодушное, аскетичное, наивное. Этот материал дал мне возможность обратиться к тому, что я люблю и в литературе, и в кино, и в людях. Поэтому и решил снимать. Сценарий я показывал многим продюсерам. Все отклоняли его. Может, потому, что у нас нет всех "примет" современного искусства - крови, изнасилований, тут не убивают, не расследуют... Картину я снял благодаря продюсеру "Ленфильма" Ольге Аграфениной. Прекрасно работалось с ленфильмовскими профессионалами, настоящими мастерами - оператором Сергеем Ландо, художником Владимиром Светозаровым.

РГ: Знает ли Рощин о ваших постановках?

Митин: Однажды я встретил его в Москве на улице и спросил:

-Михаил Михайлович, а вы знаете, что я поставил ваше "Воспоминание"?

- Да?! Ну хоть бы предупредил.

- Да как-то неожиданно получилось.

- Позови на спектакль.

Также неожиданным для него стало известие о том, что я написал киносценарий. В его подготовку драматург не вмешивался.

РГ: А вы многое переделали?

Митин: Конечно, есть компромиссы. Надеюсь, небольшие. В основе повести - автобиографический факт. Михаил Рощин описал, фактически, свое первое чувство.

В повести действие происходит в Москве в 1949 году. У меня в это же время, но в Ленинграде. Мне кажется, что атмосферу тех лет точнее передаст именно Петербург. Уже нет той Москвы, Таганки, на которой все происходило.

РГ: Для тех, кто не знаком с повестью, о чем она и ваше кино?

Митин: Старшеклассник влюбляется в молодую учительницу. "Запретная" любовь, которую общество ни за что не простило бы, особенно в то время. Ему 16 лет (я назвал его Мишей), Анна Николаевна всего на 5-6 лет старше. Парень "воздушный", читает стихи Пастернака. Это история о первом большом, настоящем чувстве. За ним стоят страдания, боль и радость. Отношения длятся всего несколько месяцев. На сборе 1 сентября, посвященном началу учебного года, герои увидели друг друга. Не впервые! "Почему я прежде не обращал на нее внимания? Ведь встречались в школе сотни раз... Может, она примелькалась? Или, может, изменился я?" - удивляется парень. У обоих вдруг открылись глаза.

Юношеские фантазии, признание в любви, чистое, красивое человеческое чувство в страшное, "некрасивое" время, которое немного будет звучать за кадром, его "запах" будет чувствоваться. Но сталинская эпоха - это просто некий фон, главное - человек в предлагаемых обстоятельствах. У нас все-таки история любви, а не времени.

Про себя свои фильмы "Грех" и "С черного хода" я называю дилогией про "запретную" любовь. В обоих - страсть, любовь, которая "греховна", люди осуждают ее. В "Грехе" молодой человек влюбляется в мать своего друга, в картине "С черного хода" - ученик в учительницу. Такой мезальянс...

РГ: У вас в фильме играли петербургские школьники. А кого из известных актеров вы пригласили?

Митин: Скажу честно, хотелось, чтобы были "чистые листы". Счастьем была работа с молодежью. Процентов 70 ребят - непрофессиональные актеры. Сергей Кузнецов (Миша) - студент второго курса Санкт-Петербургского театрального института "Школа русской драмы имени Игоря Горбачева". Анну Николаевну замечательно, на мой взгляд, сыграла Светлана Щедрина, прекрасно владеющая актерской профессией, она играет в театре и снимается в кино, очень светлый человек, актриса тонкая, нежная, сотканная из разных полутонов. Интересный, глубокий артист Александр Кабанов (тоже известный питерским театралам по спектаклям театра Анатолия Праудина) сыграл завуча по кличке Нос. В роли подруги главной героини - Полина Филоненко, ее зрители уже знают по фильмам "Яр", "Преступление и наказание" (Сонечка Мармеладова).

В актере я больше всего ценю личностное начало, проявление собственного "я". Это сразу видно на экране по его глазам, по тому, как он наблюдает, думает, молчит. В актерском молчании - вся правда. За 30 лет работы в театре я видел столько настоящих, замечательных артистов, которых сегодня почему-то называют "немедийными лицами", и видел совершенно мертвых, кукольных людей, которые мелькают на телевидении и в кино, и за это их сразу причисляют к звездам. Мне хотелось собрать на картине ребят, которые были бы органичны, были внутри этой истории. Трудно сказать, удалось ли. Наверняка Рощин, когда писал повесть, представлял героев другими.

Кино и ТВ