08.07.2008 00:00
Digital

Российские компании неохотно публикуют информацию о себе в Интернете

Не публикуя в срок всю положенную информацию о себе, российские компании лишь вредят себе
Текст:  Андрей Жуков
Российская Бизнес-газета - : №0 (661)
Читать на сайте RG.RU

Некруглые даты порой не менее красноречивы, чем классически круглые. 1 июля исполнилось 12 лет с момента подписания Указа Президента РФ "Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации", пожалуй, первого в новейшей российской истории документа, поставившего задачу - повысить уровень информационной прозрачности рынка.

Собственно говоря, всем понятно, что эта самая прозрачность может быть достигнута одним-единственным путем - информированием всех заинтересованных лиц о деятельности участников рынка ценных бумаг и ее результатах.

Именно поэтому уже позднее и в Гражданском кодексе, и в Законе "Об акционерных обществах", и в Законе "О бухгалтерском учете" был закреплен ряд важных требований. Например, обязанность ОАО ежегодно публиковать годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Более того, два года назад приказом ФСФР утверждено "Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг". По нему акционерное общество обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством срока представления годовой бухгалтерской отчетности. Срок этот установлен Законом "О бухгалтерском учете", где ст. 16 гласит: "Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным". Текст годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.

Специалисты аудиторско-консалтинговой компании ФБК задались целью узнать, как спустя 12 лет выполняются требования по раскрытию информации. Произвольно выбрали полтора десятка компаний "второго эшелона" - тех, кто входит в российский top-400, но не из первой сотни. И обратились к официальным сайтам компаний. Что же они увидели? Как рассказала директор департамента бухгалтерского консалтинга ФБК Ирина Юцковская, из 15 выбранных для исследования предприятий у двух бухгалтерская отчетность на сайтах была не представлена вовсе; у большинства компаний опубликованная отчетность не содержала обязательных реквизитов (полные наименования должностей лиц, подписавших отчетность, их фамилии и инициалы; дату утверждения отчетности собранием акционеров, адрес местонахождения исполнительного органа, в котором заинтересованный пользователь может ознакомиться с отчетностью, получить ее копию). "При этом за последние три года ситуация в лучшую сторону практически не меняется, - говорит Юцковская. - Например, по отчетности за 2005 год в половине случаев отчетность опубликована в составе отчета эмитента за первый квартал 2006 года, информация о датах публикации практически отсутствует. А одно из указавших дату предприятий опубликовало отчетность на три месяца позже крайнего срока. Спустя два года (по отчетности за 2007 год) опять больше половины опубликовали отчетность в составе отчета эмитента за первый квартал 2008 года. При этом публикации бухгалтерской отчетности, осуществляемые во исполнение требований Закона "О бухгалтерском учете", предприятиями не осуществляются. Выполнение этого требования скорее исключение, нежели правило". Оказалось, что из всех исследованных предприятий только отчетность одного ОАО отвечает всем требованиям, предъявляемым Минфином России к публикации бухгалтерской отчетности. "В остальном же результаты полностью подтвердили известное правило: строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения", - подытоживает Юцковская.

Казалось бы, ну что тут такого - не вовремя и не всю информацию компании размещают на своих сайтах? Однако в том-то и дело, что внакладе остаются все. Заинтересованные пользователи не могут вовремя принять правильное решение и зачастую оказываются дезориентированными. А компании, которые столь спокойно относятся к срокам, когда им надо публиковать отчетность, не получают выгодных инвестиций. Например, пенсионные накопления разрешено инвестировать только в ценные бумаги, включенные в котировальные списки биржи. Выход компаний на международные рынки капитала путем выпуска депозитарных расписок возможен при условии прохождения листинга на российской бирже. Но... биржи требуют раскрывать информацию даже быстрее, чем требует закон. Наши же бизнесмены даже из top-400 последние 12 лет предпочитают никуда не спешить.

Интернет Бизнес