10.07.2008 03:00
Культура

Александр Гордон взялся за "копье"

Стартовал новый амбициозный проект
Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4704)
Читать на сайте RG.RU

В вечернем эфире Первого канала на прошлой неделе случилось, как ни крути, событие - посреди лета стартовал довольно амбициозный проект. Называется он "Гордон Кихот".

Первый блин оказался комом... эмоций, которые, признаюсь, меня как зрителя не очень задели. По причине предубеждения? А может, это шоу так и задумано? Там, в студии, чувства должны кипеть и выплескиваться через край, а мы, телезрители, на холодную голову оцениваем позиции сторон и суету сторонников.

Как бы там ни было, первый блин, независимо от его внешнего вида, стоит попробовать на вкус и на цвет. А уж что там скажут товарищи - дело десятое.

Противоречие, бросившееся в глаза

В заставке машет копьем мультиплицированный железный рыцарь. В анонсе мы услышали стих, где есть грозная строчка: "И стал я набираться железных этих сил. И стал меня бояться тот, кто меня гвоздил".

За сим рыцарь выходит в штатском и уже в прозе, без металла в голосе и даже как-то равнодушно излагает историю своей непоследовательной жизни. В юности у него были светлые идеалы, высокие цели. Но вот жизнь стала ему нашептывать компромиссы, и в один хмурый вечер он обнаружил, что идеалы сдулись, копье сломано, знамя стало тряпкой. "Жгучий стыд" охватил Александра, когда он увидел, что по его вине мир населяют "чудовища", с которыми сегодня в "пасмурном возрасте" решил "выйти на бой".

И вышел... с четким и ясно сформулированным пониманием того, что обязательно его проиграет...

Первые поединки

Александр Гордон, актер по образованию, всегда, сколько его помню по телевизору, являлся нам в образе Дон Кихота.

В самой первой программе на российском ТВ "Нью-Йорк, Нью-Йорк" он сражался с распространенными в начале 90-х стереотипами о городе-мечте, о городе мечты.

Разочарованный и усталый он вернулся в Россию, в страну, которая, чем дальше, к концу 90-х, тем пуще его разочаровывала. Адекватным отражением того состояния стала программа "Хмурое утро". Название говорящее. Это был еще один поединок с ветряными мельницами - с Его Ничтожеством - Обывателем.

Потом он обратился к чудакам не от мира сего. То есть к тем, к кому он относит себя самого. Следствием этого шага оказалась программа "Собрание заблуждений".

Дальше, если я правильно помню, появилось шоу "Процесс", предметом которого были споры о справедливости и праведности закона. Тогда и повстречался на пути Александра Гордона журналист Владимир Соловьев, который по комплекции подходил на роль Санчо Пансы.

В оруженосцы Владимир не пошел - у него были свои амбиции. Ничуть не меньшие, чем у Александра (недаром каждый из них любит создавать программы имени себя). Но двинулся Соловьев в сторону политики. Точнее - в сторону политической журналистики. И теперь его визитная карточка - программа "К барьеру!", конструкция которой довольно явно повторена в "Гордон Кихоте".

Ипостаси

Сходство форматов очевидно. Но попрекать в списывании кого бы то ни было глупо. В конце концов все шоу дуэльного типа в композиционном отношении похожи одно на другое. Тем более что здесь есть существенное формально-содержательное отличие.

Во всех других программах ведущий - секундант, рефери, царь Соломон, Господь Бог. А здесь он - Дуэлянт, он - Рыцарь. Он - Демиург. Он - Просветитель. Он - Пастух и Пастырь. И ко всему прочему неутомимый Моралист.

Одним словом, он - Гордон.

"Гордон" - это многоуровневое понятие, обнимающее и заключающее в себе все выше названные ипостаси.

Еще "Гордон" - это телевизионный формат. Совершенно отдельная на ТВ территория.

Другие подвиги странствующего рыцаря

По возвращении из Америки он странствовал в основном по эфиру: с радио на ТВ и обратно, с Первого - на НТВ и обратно, по пути заглядывая то в кинематограф (фильм "Пастух своих коров", 2002), то в театр (спектакль "Одержимые" по "Бесам").

Однако самый интересный его опыт: программа, которая называлась "Гордон". То была интеллектуальная медитация, интеллектуальное миросозерцание... К ведущему в студию за полночь приходили ученые; они не спорили, они погружались с головой в рассуждения на метафизические темы, абсолютно непонятные и неинтересные широкой телеаудитории.

Наверное, это был самый радикальный проект. В нем Александр Гордон пошел против течения самого массового из искусств - ТВ.

Александр Гордон удалился в эту интеллектуально-духовную схиму на два года, после чего вынужден был вернуться на землю то ли по объективным, то ли по субъективным причинам. А вернее, по тем и другим.

Вернувшись, Гордон Кихот пытался поработать психотерапевтом в рамках программы "Стресс". Но она только умножила его печали. Тогда он решился осуществить прорыв в Будущее с помощью ток-шоу "Гордон 2030". Светлое будущее не стало ближе, понятнее. Напротив, оно затуманилось, отдалилось. "Закрытый показ" новейших российских фильмов типа "Груз 200" еще рельефнее обострил это впечатление. И вот тогда он понял, что если не он, то кто даст бой злым волшебникам и чудовищным жизненным установкам?

Показательное поражение?

Первым драконом Гордон Кихот объявил скверную литературу, олицетворением которой, стали книги, изданные огромными тиражами Сергеем Минаевым.

Противоборство смотрелось странно. Рыцарь вызывает на бой противника и тут же отходит в сторонку, присаживается сбоку на край стула и наблюдает, как оппоненты отчаянно нападают друг на друга.

Заключая шоу, ведущий расписывается в своем поражении. Почему-то не без гордости. И почему-то... до начала сражения. Так не поступают настоящие Дон Кихоты. Если это только не хорошо продуманная пиар-кампания в пользу той самой литературы, которую на дух не принимает рыцарь печального образа Гордон Кихот... И еще вопрос: стал ли его бояться тот, кто его гвоздил?

Кстати 

В поисках ненавистного Дракона не лучше ли было бы Гордон Кихоту обернуться на коллег по эфиру Первого канала? Или он не смотрит нынешнее ТВ, как не читает современную литературу?

ТВ и сериалы