17.07.2008 04:44
Экономика

В Омске ищут пути возрождения малой авиации

В регионах Сибири ищут пути возрождения малой авиации
Текст:  Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Сибирь: №0 (4710)
Читать на сайте RG.RU

 Авиационный транспорт незаменим на огромных просторах Сибири. Но сегодня региональная авиация переживает не лучшие времена. Как поставить ее на крыло, узнавала корреспондент "РГ".

Вопрос о региональной целевой программе возрождения малой авиации в Сибири обсудили участники совместного заседания Совета при полпреде президента России в Сибирском федеральном округе (СФО) и Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС), который состоялся в Омске.
Рынок авиаперевозок в Сибири, как и в России в целом, за последние пятнадцать лет претерпел кардинальные изменения. В наиболее сложном положении оказались региональные и местные авиакомпании, доля которых в общем объеме воздушных перевозок сократилась до пятидесяти процентов. Кроме того, сформировалась неоптимальная сеть авиамаршрутов - около семидесяти процентов всех внутренних перелетов осуществляется через Москву!
Как отметил руководитель Сибирского окружного управления воздушного транспорта Росавиации Сергей Лабутин, большинство местных аэропортов сданы в эксплуатацию еще 20-30 лет назад и к настоящему времени их изношенность достигает 70-80 процентов. Срочного капитального ремонта требуют около 80 процентов взлетно-посадочных полос.

- Многие аэропорты в состоянии поддерживать свою инфраструктуру, - заметил Сергей Лабутин. - Капитальные вложения в развитие осуществляются за счет собственных средств, а также местных бюджетов и инвесторов, преимущественно градообразующих предприятий. Однако собственных средств у аэропортов крайне мало - из-за недостаточного объема авиаперевозок. Из-за высоких тарифов частота полетов в большинстве аэропортов местных воздушных линий - от одного в день до одного в неделю.

Впрочем, не только местные аэропорты испытывают трудности. С огромными проблемами сталкиваются региональные авиакомпании, парк которых устарел, а современную технику они не в состоянии приобрести из-за неподъемных цен даже на условиях лизинга.

Еще одна проблема - подготовка и переподготовка кадров. Общая численность работающих на предприятиях гражданской авиации СФО в прошлом году сократилась до 28 тысяч человек. Летный состав и другие специалисты уходят в более крупные компании. Ежегодный отток пилотов - порядка четыреста человек, а выпуск из всех училищ - около двухсот. Учебные центры, которые создают некоторые авиакомпании, не решают проблему. Поэтому участники совещания настаивают на реформе самой системы обучения летных и инженерно-технических кадров.

От такого количества проблем напрашивается вопрос: а не проще ли вообще забыть о малой авиации? Ведь ее возрождение потребует колоссальных ресурсов. На эту тему даже есть анекдот: региональным авиабизнесом можно заняться и стать миллионером, но при условии, что до этого ты был миллиардером. Но в то же время все понимают, что авиаперевозки, наряду с железнодорожным транспортом, являются важнейшим экономическим и социальным фактором развития территорий. А региональные и местные авиалинии имеют огромное геополитическое значение, особенно для Сибири и Дальнего Востока.

Надежды на решение проблем дала принятая в марте этого года Концепция развития аэродромной сети гражданской авиации РФ до 2020 года. Казалось, она поможет возродить малую авиацию, но, увы, этого не произошло. Об этом, кстати, шла речь на недавнем заседании координационного совета по транспорту МАСС. Его участники отметили, что концепция не в полной мере учитывает необходимость развития малой авиации в Сибири. В ней нет четкого нормирования имущественных и земельных отношений применительно к аэропортовым комплексам. Не определены направления и перспективы развития аэропортов и аэродромов для малой авиации и авиации общего назначения, большая часть которых расположена в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Не затронуты вопросы подготовки высококвалифицированных руководящих кадров, инженерно-технических работников. Не указан перечень нормативно-правовых актов, которые необходимо разработать и принять. При определении источников и механизмов финансирования развития аэропортной сети не в полной мере учтена возможность использования потенциала частных инвесторов.

Впрочем, члены координационного совета МАСС ограничиваться критикой не стали. А предложили незамедлительно приступить к разработке региональной целевой программы возрождения малой авиации. Эту инициативу поддержали участники совместного заседания Совета при полпреде президента РФ в СФО и Совета "Сибирского соглашения".

Предполагается, что программа будет ориентирована на государственно-частное партнерство, развитие инфраструктуры и осуществление местных и межрегиональных авиационных перевозок. И главное, даст импульс к развитию всей отрасли.

Комментарий

Владимир Никонов, заместитель губернатора Новосибирской области, председатель координационного совета по транспорту МАСС:

- Программа развития малой авиации в регионах Сибири будет разработана в ближайшее время. Планируется, что она охватит период с 2009 по 2015 год.
В ней пойдет речь не только о возрождении парка отечественных самолетов, но и о выстраивании маршрутной сети, о снижении таможенных пошлин на ввоз импортной техники, а также о государственно-частном партнерстве. Кроме того, мы должны рассмотреть возможность создания в округе региональной авиакомпании, передачи аэропортов в собственность субъекта Федерации. Должны создать условия для инвестирования в развитие всех наземных баз гражданской авиации и их имущества, в том числе топливно-заправочного комплекса.

Справка "РГ"
По данным МАСС, на территории СФО с 1995 по 2008 год произошло сокращение аэропортов более чем в три раза - с 292 до 84. Из них только 53 имеют взлетно-осадочные полосы с искусственным покрытием, остальные - грунтовые. В округе зарегистрировано 28 авиакомпаний. Из них шесть не ориентированы на перевозку пассажиров. Еще четыре авиакомпании осуществляют в основном внутрирегиональные и местные перевозки. Остальные работают в определенных сегментах рынка.

Авиатранспорт Омск Новосибирск Сибирь