Во Владивостоке началось строительство тоннеля - составной части мостового перехода через бухту Золотой Рог, возведение которого будет вестись ближайшие три года (не путать с мостом на остров Русский).
Неширокая в общем-то бухта делит город на две неравные части и имеет протяженность в несколько километров. Еще с позапрошлого века, чтобы попасть с одного берега на другой, приходилось объезжать бухту. Таким образом, мечта горожан о мосте без преувеличения - вековая.
Но воплощение мечты затянули. Реальностью стройка стала после решения о проведении во Владивостоке на острове Русском саммита стран-членов АТЭС в 2012 году. Мост сугубо муниципального значения представлен как объект саммита, и в этом есть невинное лукавство - по плану по нему действительно могут промчаться на автомобилях лидеры стран АТЭС из аэропорта на остров Русский при условии, что мост и на остров тоже будет построен до 2012 года. А он еще в стадии проекта. Но вчера губернатор края Сергей Дарькин заявил, "через несколько дней, как только будут получены все разрешительные документы, мы начнем строить мост через пролив Босфор Восточный".
Оптимизму губернатора хочется верить, но опыт подсказывает, что не всегда можно. Так накануне начавшегося строительства моста через Золотой Рог он ставил задачу "обеспечить максимальный комфорт для проживания и передвижения жителей и гостей краевого центра", а мэр города Игорь Пушкарев обещал расширить "Партизанский проспект, а также отремонтировать объездную дорогу". Но ремонт объездных дорог так и не начался, а первый день начала строительства моста обернулся масштабной автомобильной пробкой, к тому же на так и не расширенном Партизанском проспекте, лавируя между машинами, еще утром дорожники клали асфальт.
- По мосту через бухту проход пешеходов запрещен, он предназначен только для автомобильного движения, - сказал "РГ" научный руководитель проекта генплана Владивостока, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор Валентин Аникеев. - В этом смысле можно говорить только об относительном удобстве для горожан. Я считаю, городу надо очень серьезно задуматься: нужно ли сейчас, в период подготовки к саммиту АТЭС, когда и без того хватит проблем, начинать эту стройку?
Но, видимо, у нас так издавна повелось: не ввяжешься в бой - не выиграешь.
Строительство моста через Золотой Рог предполагает снос почти сотни домов, попадающих в зоны установки его опор. Но до сих пор не обнародован список предполагаемых к сносу зданий. В связи с этим председатель суда Приморского края Сергей Чумаков не исключает того, что Арбитражный суд может быть завален исками о спорах по земельному вопросу.
Между тем
Второй мост - через пролив Босфор Восточный на остров Русский - "должен быть построен к 2012 году, срыв сроков недопустим". Это заявил на прошедшем в пятницу во Владивостоке общероссийском совещании по проблемам дорожного хозяйства заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Сергей Полещук. По словам чиновника, сроки по строительству моста на остров Русский не могут быть перенесены.