Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору проверила больше половины из 70 угольных шахт Кузбасса. И все 40 пришлось временно закрыть. Инспекторы обнаружили более 6,5 тысячи грубейших нарушений правил промышленной безопасности.
Одно из предложений ведомства - не допускать в шахты рабочих моложе 21 года. Об итогах этой беспрецедентной проверки "РГ" рассказал начальник управления государственного горного и металлургического надзора Ростехнадзора Шамсудин Тугуз.
Российская газета: Шамсудин Махмудович, за пять недель комиссия вашего ведомства провела более тысячи обследований шахт. Какие нарушения обнаружены и в чем их главная причина?
Шамсудин Тугуз: На некоторых шахтах в ужасающем состоянии находятся запасные выходы. Нет взрыволокализующих заслонов, и в случае искры распространению огня ничего не будет препятствовать. Часто на шахтах нарушаются паспорта крепления выработок, что может привести к обрушению свода. Инспекторы отмечали необеспеченность расчетным количеством воздуха, индивидуальными светильниками, средствами защиты. Не соблюдаются требования к взрывозащите электрооборудования, инструкции по противопожарной защите.
Причина одна - все тот же пресловутый "человеческий фактор". Проверка показала, что руководители не всегда понимают, насколько важно соблюдать законодательство по промышленной безопасности. Например, недавно одна из шахт отчиталась перед Ростехнадзором - купили проходческий высокопроизводительный комбайн. И что? Эта техника предназначена увеличивать производительность труда, а с промышленной безопасностью не имеет ничего общего. А на одной из шахт мы вообще столкнулись с жутким разгильдяйством уже самих шахтеров. Отработали ребята в смене. Но вместо того, чтобы идти пешком 2-3 километра наверх, они ложатся на ленточный конвейер и на нем выбираются на поверхность. К сожалению, не раз находили мы у шахтеров сигареты, спички, зажигалки, что строжайше запрещено.
РГ: Кто-то наказан?
Тугуз: К административной ответственности привлечено почти 600 должностных лиц и 40 юридических лиц. Общая сумма штрафов составила 2 миллиона 471 тысячу рублей. Эксплуатация 52 опасных производственных объектов была приостановлена в судебном порядке на срок от 7 до 90 суток. Если суды соглашаются с Ростехнадзором временно приостановить работу на той или иной шахте - значит дела на самом деле обстоят не радужно. Мы установили жесткие сроки для устранения нарушений. И если собственники и руководители этого не сделают, то будут приняты более жесткие меры, установленные законодательством России, среди которых, кстати, дисквалификация должностного лица.
РГ: То есть вы следите за ситуацией. И можно надеяться, что риск аварий на шахтах будет сведен к минимуму.
Тугуз: Аварийность, к сожалению, минимальна только во время наших проверок. Временной интервал между проверками идет не на пользу безопасности. Часто угольные предприятия "пускают пыль в глаза" Ростехнадзору. Знают, что инспектор придет к ним, - сами останавливают работу участка, чтобы мы не могли выявить недостатки.
Конечно же, надо решать и проблему профессионализма шахтеров. К сожалению, сегодня в России нет ни одного учебного заведения, где готовят шахтеров-подземщиков. Приходит юнец на шахту учеником горнорабочего, да так и остается работать. Только вот приходят сейчас 18-летние пацаны, которым в армию идти надо. В войска их не взяли по состоянию здоровья. Но разве на шахте должны работать больные? Ростехнадзор предлагает установить возрастной ценз - допускать к работе под землей только с 21 года. Пока наши предложения не нашли поддержки у Федеральной службы по труду и занятости и у профсоюзов.
РГ: В массовой проверке шахт Кузбасса приняли участие сотни инспекторов Ростехнадзора из других регионов России, специалисты из военизированных горноспасательных частей, представители научного сообщества, экспертных организаций. Чем вызвана столь "массированная атака"?
Тугуз: Такие инспекции мы устраиваем не первый раз. Последняя была в 2005 году. Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский считает, что она была необходима Кузбассу, чтобы выявить реальное состояние дел.
А то, что в проверке приняли участие инспекторы из других регионов, то это из-за дефицита кадров. Таких специалистов катастрофически не хватает. Один инспектор контролирует 6 шахт, а в сложной Кемеровской области на 3,5 шахты в среднем приходится по одному инспектору. Мы уже устали повторять о необходимости увеличить штат инспекторов в Ростехнадзоре. Да и зарплату пора им поднять. Сейчас они получают по 12 тысяч рублей. "Подземка" в стаж не идет. У нас большой отток квалифицированных кадров.
И, к сожалению, не все добросовестно выполняют свои обязанности. "Разбор полетов" по кузбасской проверке мы проведем 6 августа в Новокузнецке. Но уже сегодня могу сказать, что несколько инспекторов и начальников горнотехнических отделов разных управлений Ростехнадзора на территории Сибирского федерального округа будут уволены или переведены на другие должности. Мы не должны допускать халатности в работе инспекторов и обязаны жестко пресекать попытки "договориться" с руководством предприятия.
РГ: В прошлом году произошло несколько крупных аварий на шахтах Кузбасса. А какова статистика в этом году?
Тугуз: Кузбасс считается одним из самых "опасных" регионов Сибири. В этом году здесь произошло 5 аварий, погибли 39 человек. Главными причинами трагедий остаются обвалы и обрушение горной массы, вспышки метана, взрывы, горение газа и угольной пыли. Так что мы по-прежнему выступаем за усиление роли Ростехнадзора - дать право инспектору самому приостанавливать работу на том или ином участке опасного производственного объекта. Знали бы вы, сколько времени у инспектора отнимает хождение по судам для доказательства справедливости тех или иных предписаний или остановок предприятий.
Надо и штрафы увеличить. Это же смешно, мы можем оштрафовать физическое лицо на одну тысячу рублей и юридическое лицо - на 30 тысяч рублей.
РГ: А какова ситуация на шахтах "Ульяновская" и "Юбилейная", где в прошлом году погибли свыше 200 человек?
Тугуз: По результатам трагедии на "Ульяновской" и "Юбилейной" выявлено 76 человек, причастных к созданию аварийной ситуации, но никто из них так и не наказан. При этом, напомню, что по закону о промышленной безопасности именно организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промбезопасности. Считаю, что собственники должны создавать для этого на предприятиях собственную структуру. Почему ее создали такие крупные компании, как "Газпром" или "Роснефть", а угольщики не спешат это сделать?