На прошлой неделе комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рассмотрела предложения иностранных компаний, производящих грузовики. Иностранцы просили дать им такие же льготы, какими пользуются производители легковых авто. Но комиссия лишь одобрила предложение о расширении объемов импорта деталей для автомобилей в рамках промышленной сборки и распространила беспошлинный режим ввоза комплектующих для такой сборки на автомобили с объемом двигателя больше 2,8 литра. Однако для дизельных двигателей была установлена планка объема двигателя в размере 3 литра. Эксперты говорят, что главный мотив комиссии - защитить отечественных производителей грузовиков.
В прошлом году рынок продаж новых иномарок в России, по данным минэкономразвития, вырос на 61 процент, до 1,65 миллиона автомобилей. А к 2011 году эксперты ожидают увеличение его объема до 4 миллионов автомобилей. Произойдет это, по их мнению, благодаря производству российских автомобилей под иностранными брендами в режиме промсборки.
Напомним, что с лета 2005 года на территории России действовал льготный режим промышленной сборки, который позволял компаниям, заключившим инвестсоглашение и занятым промышленной сборкой автомобилей, беспошлинно или с 3-процентной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие (обычно пошлина составляет 15 процентов). В настоящее время Россия подписала уже 23 соглашения по производству иномарок и автокомпонентов к ним на территории РФ с общим объемом инвестиций в 6,5 миллиарда долларов.
Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Заполучив льготы на производство легковых автомобилей, иностранные компании решили, что пора осваивать и рынок грузового транспорта. По оценкам экспертов, российский рынок грузовых автомобилей обладает огромным потенциалом для динамичного роста. Россия уже является крупнейшим рынком грузовой техники в Европе. В течение следующих двух лет в России ожидается рост продаж новых грузовых автомобилей примерно на 20 процентов.
К сожалению иностранцев, льготы промсборки оказались предназначенными только для легковых автомобилей и лишь отчасти для легких коммерческих. Снижением таможенных пошлин сегодня могут воспользоваться только производители автомобилей с ограниченным объемом двигателя - до 2,5 литра для дизельного и 2,8 литра для бензинового двигателей. Производители тяжелых грузовиков приходят в Россию без режима промсборки.
Так, без льгот будет работать шведский концерн Volvo, который строит свой завод в Калуге. Но, несмотря на отсутствие льгот, собирать автомобили в России все равно выгодно: квалифицированная и недорогая рабочая сила, и пока нет проблем с экологами и профсоюзами, которые одолевают европейские автомобильные концерны. Как отмечают эксперты концерна, для них достаточно интересно и прибыльно производить грузовики даже без льгот, но если правительство предоставит льготный режим для грузовиков, они будут этому очень рады. Смены правил ждут, конечно, не только Volvo, но и ряд других компаний, которые прямо предлагают нашему правительству ввести льготную промсборку для грузовиков и отменить ограничения.
Ряд экспертов говорит, что если ограничения отменить, к нам польются новые инвестиции. Сегодня, по оценкам экспертов, дилеры европейских производителей не успевают за ростом спроса на коммерческие автомобили и спецтехнику. Квоты, получаемые от производителей, явно недостаточны. С другой стороны, на этом фоне устойчивым спросом пользуются отечественные автомобили. Некоторые наблюдатели опасаются, что после отмены льгот дела у производителей "чисто российской" техники пойдут хуже.
Эксперты профильного министерства - минпромторга - отмечают, что ограничения необходимо оставлять, хотя можно немного поднять планку - до 3 литров объема двигателя. В ведомстве при этом ссылаются именно на позицию российских производителей: расширение льгот приведет к созданию преференции для иностранцев и создаст неравные условия конкуренции. Рынок грузовых автомобилей в России в настоящий момент и так переживает период не только бурного роста, но и серьезной реструктуризации. На растущий рынок приходят ведущие мировые игроки и используют все имеющиеся в их арсенале инструменты, отработанные на высококонкурентных рынках, чтобы основательно на нем закрепиться.
В прошлом году в России, по оценке аналитического агентства "Автостат", было продано 398 тысяч грузовых автомобилей, то есть продажи выросли на 20,4 процента по сравнению с 2006 годом. Ранее темпы роста были существенно ниже: в 2005 году, например, положительная динамика составила всего 5,2 процента.
При этом в 2007 году в России было произведено 287,9 тысячи автомобилей, что на 15,8 процента больше показателей 2006 года. Основной объем - более 61 процента - машины грузоподъемностью до 2 тонн. Среднетоннажная техника выпускается в значительно меньших количествах: автомобилей грузоподъемностью от 2 до 8 тонн предприятиями страны было произведено менее 18 процентов. Сектор большегрузных грузовиков, отметившийся по итогам года наиболее значительным ростом производства, занимает пока только 21 процент от суммарных объемов выпуска.
И даже в этой сверхвыгодной ситуации некоторые отечественные производители теряют рынок. В прошедшем году российские производители грузовых автомобилей сумели отстоять уже 65 процентов рынка. Преимущество довольно солидное, однако стоит помнить, что еще пять лет назад иностранцам принадлежало всего лишь 13 процентов рынка.